Китайский дворец в парке Ораниенбаум открыт для посетителей после реставрации

18 июня в музее-заповеднике «Петергоф» для посетителей открылись все залы Китайского дворца в Ораниенбауме после реставрации. Консервационно-реставрационные работы проходили на протяжении 20 лет. Открытие последних четырех комнат дворца (Китайская опочивальня, Туалетная, Портретная и Кабинет Екатерины) завершили реставрацию этого музея к 295-летию со дня рождения императрицы Екатерины II. Реализация столь масштабного проекта стала возможна благодаря поддержке ПАО «Газпром».

«Созданная с исключительным мастерством роскошная внутренняя отделка не имеет аналогов в мире. Подлинность убранства Китайского дворца, сохраненного в годы Великой Отечественной войны, делают его выдающимся памятником мирового значения», — отметила Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова в своем Telegram-канале.

«Китайский дворец – уникальный объект реставрации, мировой архитектурный шедевр стиля рококо. В нашей стране есть только один дворец в этом стиле – это Китайский дворец. 17 лет тому назад музей-заповедник “Петергоф” и “Газпром” подписали соглашение о комплексной реставрации Китайского дворца, о восстановлении всех его интерьерных залов и помещений. Восстановление шло поэтапно. А сегодня мы с вами завершаем работу. И можем полноправно сказать, что Китайский дворец уже стал местом притяжения для петербуржцев, для многочисленных туристов, стал точкой обязательного посещения. Китайский дворец восстанавливали сотрудники музея, мастера и молодые специалисты ленинградской школы реставрации. И мы говорим огромное спасибо всем сотрудникам музея за поддержку инициатив, за совместный плодотворный труд», – сказал Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

«Реставрация китайского дворца длилась около 20 лет. Четыре года заняли подготовительные работы, и потом год за годом открывались залы. Это была очень сложная, кропотливая и интересная работа. Китайский дворец, уцелевший во время войны, одним из первых загородных дворцов и резиденций открылся для посетителей. Послевоенная реставрация была героическая. Реставраторы на энтузиазме, не имея практически никаких методических пособий, возродили этот прекрасный дворец после войны. Но вскоре дворцу потребовалась системная научная реставрация. К этому моменту были уже наработки, мы знали, что делать. Во-первых, дворец не отапливался, и нам было важно сделать так, чтобы в нем была устойчивая температура: летом это до 20 градусов, зимой не больше 15 градусов. Во-вторых, уровень влажности. Поскольку дворец не имеет своего фундамента, то пришлось вести очень длительные подготовительные работы. Мы можем с гордостью сказать, что 99,9% Китайского дворца – это все пришедшее к нам
из 18-го и немного из 19-го века. То есть мы имеем с вами сейчас дворец, полностью восстановленный на период расцвета стиля рококо. Дворца в стиле рококо в России больше нет. Мы благодарим ПАО «Газпром» и лично Алексея Борисовича Миллера за поддержку, которая позволила вернуть дворцу его было великолепие», – добавил Генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков.

О важных реставрационных решениях рассказала Заведующий сектором «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума» Татьяна Сясина: «Сравнить Китайский дворец с каким-либо музеем невозможно. Это музей, который сохранил не только интерьеры эпохи Екатерины, но саму ауру – то, что мы называем чувством истории, когда мы входим и верим в то, что здесь была Екатерина II. Реставрация, которая длилась 20 лет, теперь пройденный этап. За это время были приняты решения, определившие судьбу дворца. Например, сделать его отапливаемым, благодаря чему мы сможем в дальнейшем сохранить всю эту отделку. Сейчас нам предстоит наполнить предметами экспозиции новых залов, а также продолжить работу над восстановлением музейных предметов».

Китайский дворец работает для посетителей до 30 сентября ежедневно по сеансам
с 10:30 до 12:00, с 14:00 до 15:30 ежедневно, кроме понедельника. Музей закрывается
во время дождя и при повышенной влажности, поэтому билеты можно купить только
в кассе в день посещения (онлайн-билетов в этот музей нет).

Стоимость входа: 750 рублей (взрослые граждане РФ и РБ) / 550 рублей (дети РФ до 14 лет).

Справка:

История Китайского дворца

Китайский дворец — единственный памятник стиля рококо в России — был возведен архитектором Антонио Ринальди и являлся частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственная Дача» императрицы Екатерины II. После прогулок, наполненных безмятежным весельем, Екатерина обычно отправлялась с гостями в свой любимый новопостроенный домик. В Приемном Большом зале под звуки музыки за обеденным столом проходили приемы, на которые приглашались лишь самые близкие и важные персоны. Здесь не жили, сюда приходили ненадолго, чтобы окунуться в атмосферу праздника, волшебства и веселья. 

Возведенный в 1762–1768 годах, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Людвига Бонштедта и Андрея Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно, напоминающего «китайщину». Лишенный парадности и монументальности внешне, внутри дворец поражает нарядностью и изысканностью оформления — в нем нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен. Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. 

О реставрации

Реставрация Китайского дворца при поддержке ПАО «Газпром». 

Работы по реставрации начались еще в 2004 году, когда в музее стартовал мониторинг температурно-влажностного режима, была сформирована методика его автоматического контроля. В период с 2007 по 2009 годы при поддержке «Газпрома» были выполнены работы по восстановлению фасадов здания и гидроизоляции, c 2009 года осуществляется реставрация всех 17 интерьеров. 

За период с 2011 по 2022 год были открыты Стеклярусный кабинет, Зал муз, Голубая гостиная, Большой зал, Розовая гостиная, Гардеробная, Передняя, Штофная опочивальня, Будуар, Кабинет великого князя Павла Петровича, Штукатурный покой, Малый и Большой Китайские кабинеты. В 2024 году работы завершаются открытием последних четырех интерьеров — Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной и Кабинета Екатерины II.

О новых интерьерах

Китайская опочивальня

Интерьер парадной спальни императрицы – Китайской опочивальни, выполненный в стиле «chinoiserie», отличается экзотичностью и изысканностью оформления, а обилие зеркал многократно усиливает эффект декоративности, свойственный эпохе рококо. В виде яркой орнаментальной арабески на восточную тему исполнен плафон «Китайское жертвоприношение» кисти Якопо Гуарана с изображением непременных атрибутов стиля шинуазри: экзотичных животных, зонтиков и опахал. Особенностью интерьера, сохранившегося с XVIII века, является белый атлас, изготовленный в России и расписанный в подражание китайскому искусству русскими мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым и «лакирным учеником» Якимом Герасимовым. Сложностью рисунка и изысканностью цветовой гаммы отличается наборный паркет опочивальни, выполненный Якобом Лангом в 1770-х годах «на место каменного … из заморского дерева». Сочетая в себе восточную орнаментику с элементами европейского рококо, он является одним из лучшего образцов паркета в Китайском дворце. 

Туалетная

Теме науки Географии посвящено убранство интерьера Туалетной. В центре перекрытия падуг потолка, выполненного в форме купола земной сферы, размещен плафон-тондо «География» кисти Гаспаро Дициани с аллегорическим изображением молодой женщины, опирающейся на глобус. Теме Географии вторит и композиция наборного паркета с изображением розы ветров с восемью лучами в центре и концентрических окружностей – символов континентов. Главным декоративным украшением интерьера являются одиннадцать пастельных портретов придворных дам, исполненных в 1756 году по заказу Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) французским художником Жаном де Сампсуа и символизирующих времена года, стихии и страны света. 

Портретная

Ведущее место в оформлении Портретной занимает живопись: 22 портрета кисти художника Пьетро Ротари. Итальянский придворный живописец вошел в историю созданием образов юных девушек и разработал тип камерного портрета, получившего впоследствии название «головки Ротари». Во время революционных событий шесть портретов были похищены, однако позднее заменены на похожие, также выполненные Пьетро Ротари. Отдельные полотна разной конфигурации, изображающие не только молодых девушек, но и юношей, объединены между собой лепным декором в виде переплетенных растительных побегов и цветочных гирлянд. 

Кабинет императрицы Екатерины II

Кабинет императрицы богато оформлен живописью и серебряной присыпкой. Центральные фигурные композиции, первоначально выполненные, по всей вероятности, Стефано Торелли, иллюстрируют сюжеты из античных мифов: «Меркурий», «Селена и Эндимион» и «Венера и Адонис». Плафон Гаспаро Дициани «История» дополняет живописное убранство кабинета и напоминает о его назначении. Над созданием декоративных орнаментальных росписей на стенах и падугах потолка работал Серафино Бароцци. Растительные побеги, пальмовые листья, ленты, цветы, рокайли, переходящие в листья аканта, и птицы написаны по серебру, что создает необычный декоративный эффект, преображая комнату в сказочное пространство.

Материал предоставлен пресс-службой ГМЗ «Петергоф»

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения