20 июня в РОСФОТО стартует уникальный фестиваль, подготовленный совместно с Национальной синематекой Никарагуа. В программе — фильмы ведущего режиссера документального кино Адриано Карраско; ленты, рассказывающие о современной культуре республики: танцах, поэзии, коллективных практиках; игровой научно-фантастический фильм «Охота на дракона», созданный в рамках сотрудничества СССР и Никарагуа. Помимо кинопоказов, в музее пройдут встречи с режиссерами и киноведами, лекции и открытые обсуждения фильмов.
Кинофестиваль «Никарагуа: наследие и новая культура»в РОСФОТО, подготовленный совместно с Национальной синематекой Никарагуа, рассказывает о многогранном кинематографе государства Латинской Америки.
В 2023 году при поддержке Правительства Республики Никарагуа и Посольства Российской Федерации в Республике Никарагуа было заключено соглашение о сотрудничестве между РОСФОТО и Национальной синематекой Никарагуа. Фестиваль «Никарагуа: наследие и новая культура» направлен на расширение горизонтов культурного обмена.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
20 июня (четверг)
19:00
Открытие фестиваля
«Антология Карла Ригби»
Режиссеры — Эдуардо Шпигелер, Мария Хосе Альварес
2019
1 час 3 минуты
Карл Ригби считается пионером устной поэзии Карибского региона. Его поэтическое творчество включает в себя перформанс, который колеблется между социальным осуждением и диалогом, объединяющим традиции африканского происхождения и историю Центральной Америки. Эта лента — результат двухлетних бесед, стихов, монологов, выступлений, записанных в студии, доме поэта, во время прогулок по старому Манагуа или по родному городу — Жемчужной Лагуне на юге Карибского бассейна Никарагуа. Авторы пытаются восстановить речь изобретателя слов, звуков и понятий.
21 июня (пятница)
19:00
«Охота на дракона»
Режиссер — Латиф Абидович Файзиев
1986
1 час 38 минут
Просмотр фильма и обсуждение с Игорем Лебедевым, Василием Гусаком.
22 июня (суббота)
15:00
Метаморфозы «неигровой фильмы» от начала до наших дней
Лекция Александра Маркова
Неигровое кино можно считать самым естественным способом фиксации движений.
Устойчивое выражение «ожившая фотография»магнетически ближе к такому подходу, который подразумевает немедленное реагирование на циклические потоки социальной динамики.
«Выход рабочих с фабрики» или «Прибытие поезда» выглядят первой рефлексией на то, когда киносъемщики брали и динамику, и ракурс, и внутрикадровое движение из повседневности.
Впоследствии неигровое кино впитало немало приемов, методов, подходов, стилизаций, жанров, субжанров и прочего, но суть осталась неизменной.
Во время лекции Александр Марков проследит метаморфозы «неигровой фильмы»*
от начала до наших дней.
Александр Марков — режиссер-документалист, исследователь кино. В 2018 году, как стипендиат Фулбрайта, давал мастер-классы и занимался исследованием в Нью-Йоркском университете. Фильмы Александра Маркова принимали участие в таких фестивалях, как Visions du Réel, DocPoint, New York African Film Festival, Temps d’Images, Message to Man, «Сталкер», Artdocfest, Open Cinema, 65th Berlinale Talents и других. Сотрудничал с Гёте-институтом. В настоящее время преподает режиссуру документального кино в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.
*В первые годы после возникновения кинематографа «фильма» являлась существительным женского рода. Самые первые киносеансы назывались «фильма».
18:00
Просмотр интервью с режиссером документального кино Адриано Карраско
Обсуждение автора и его фильмов с Игорем Лебедевым.
23 июня (воскресенье)
14:00
Визуальная антропология: между наукой и жизнью
Лекция Натальи Казуровой
Визуальная антропология находится на стыке искусства и науки, поэтому уже не первое десятилетие вокруг нее ведутся непримиримые дискуссии. Границы использования игрового/неигрового кинематографа в качестве предмета/объекта исследования визуальной антропологии являются зыбкими, неустойчивыми и весьма подвижными. В лекции пойдет речь об особенностях визуального прочтения культур и национальных кинематографических школах, на развитие которых оказывает влияние контекст производства самих фильмов, зрительское восприятие и художественные практики. Особое внимание будет уделено сериалам как неотъемлемой части современной массовой культуры. Будет рассказано об адаптациях, ремейках, репликах, а также о том, как сегодня Америка по обе стороны экватора, Европа, Россия и восточные страны позиционируют себя на экране посредством киноязыка и как отдельные культуры и целые государства используют фильмы и сериалы в поисках своей самоидентификации в искусстве и в жизни.
Наталья Казурова — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник и зав. аспирантурой Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера), программный директор фестиваля «Дни этнографического кино» (Москва). Куратор кинопрограммы Фестиваля искусств Востока DairaFest (Санкт-Петербург), приглашенный лектор фестиваля Документального кино «Россия» (Екатеринбург) и Международного фестиваля кино России и стран Ближнего Востока Lendoc Film Festival (Санкт-Петербург). Автор статей о кино мусульманского региона и книги «Между жизнью и смертью: Заметки о творчестве Аббаса Киаростами» (Издательство «Новое литературное обозрение», серия «Кинотексты»). Преподаватель НИУ ВШЭ и Шанинки (Москва), ЮФУ (Ростов-на-Дону).
Автор телеграм-канала Cinephile Chronicles.
16:00
«Рама»
2014
Режиссер — Себастьян Ариес
45 минут
Рама — коренной народ Никарагуа с наименьшим количеством жителей, носителями его культуры являются менее двух тысяч человек. Большинство из них проживают на острове Рама-Кей в лагуне Блюфилдс в южной части Карибского бассейна Никарагуа, но есть населенные пункты вдоль реки Кукра в биосферном заповеднике Индио-Маис. Фильм рассказывает о быте и традициях местных жителей.
19:00
Закрытие фестиваля
«1, 2, 3… Потанцуем»
Режиссер — Хосе Уилок
2016
53 минуты
Это история движений тела Никарагуа, проявляющаяся в трех формах. Черный танец представляет наследственную память и синкретизм народа, бальный танец фиксирует отрывок из истории танцев Манагуа, а сико придает новый импульс жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.