Спустя девять лет после того, как Том Харди покорил киноманов всего мира, став новым воплощением Безумного Макса — культового героя 90-х, впервые представленного на экранах Мэлом Гибсоном, в прокат выходит «Фуриоса» — приквел из мира постапокалиптической вселенной Джорджа Миллера, который рассказывает о главном женском персонаже – Фуриосе из края Изобилия. После ядерного взрыва, превратившего мир в пустыню, остатки человечества, довольствуясь остатками же достижений промышленности, выживают и формируют новый мир извращений, ужаса и антигуманизма.
Команда бандита Дементуса (Крис Хэмсворт) случайно попадает в «Край изобилия», где похищает девочку по имени Фуриоса, которой, как мы знаем из продолжения истории «Дороги ярости», будет не суждено вернуться домой. Чем очаровывает «Фуриоса» — своей логичностью и вплетенностью в общую канву истории. Джордж Миллер и его соавтор Ник Латурис не позволяют себе отступлений от уже известных публике событий «Дороги ярости», и работают исключительно на раскрытие заявленного ранее персонажа воительницы Фуриосы, объясняя генезис характера и обосновывая события картины, где роль Фуриосы исполняла Шарлиз Терон. Если «Дорога ярости» была полным визуальным ребутом оригинального «Безумного Макса», то «Фуриоса» располагается в тех же локациях и оперирует той же эстетикой песка, всех оттенков оранжевого и игрой с обыденными предметами и образами, превращенными в панк-китч. Мотоцикл становится своеобразной римской колесницей, парашют и краска из ракетницы образуют «царскую» мантию, а сексуальные перверсии открыто демонстрируются в виде, например, железных трусов верности или делового костюма с отверстиями на стратегически важных местах. Классическое противостояние нормы и ненормальности в мире «Безумного Макса» усилено, подчеркнуто и открыто, максима мира Джорджа Миллера будто бы взята из цитаты Оскара Уайльда: «Только поверхностные люди не судят по внешности». Безумная машинерия из остатков фур, мотоциклов и легковых машин с водителями-уродами несется по пустыне, не оставляя шансов остаться вне поля битвы этого открытого зла и почти побежденного добра.
Визуально «Фуриоса» не уступает «Безумному Максу: Дорога ярости» ни в масштабности, ни в динамике, заставляя зрителя поражаться и восхищаться невероятным воображением Джорджа Миллера и изобретательностью художника Колина Гибсона. Трудно поверить в то, что столь наполненный драйвом, энергией, страстью и непрекращающимся движением фильм поставил человек, которому исполнилось 79 лет. Ничего даже близко сравнимого по зрелищности со вселенной «Безумного Макса» в мире современного кинематографа на данный момент не существует. Даже хейтеры и завистники саги не смогут с этим не согласиться. Однако «Фуриоса» выглядит более гламурным и лощеным фильмом, нежели «Дорога ярости», в силу возросшей доступности и мощности CGI-эффектов за последние почти 10 лет, разделяющих премьеры этих фильмов. Конечно же, новое творение Миллера не столь визуально отличается от предыдущей части саги, как, например, «Властелин колец» Питера Джексона и «Кольца власти» от Amazon, когда бутафория и грим почти полностью стали цифровыми, а натурные съемки свелись к минимуму. Но «Фуриоса» балансирует на грани перехода в полностью целлулоидный мир, не переходя ее. Здесь сохранены и общие массовые сцены, и съемка в движении, и нарочито ускоренные движения персонажей будто в старом кино, но шероховатость реалистичной картинки «Дороги ярости» утеряна, превратившись в очень качественную постобработку, которую во многом поставили Миллеру в вину как одному из последних адептов натурных съемок.
Цифровые технологии также были использованы для радикальной коррекции внешности Алилы Браун, воплощающей роль юной Фуриосы, чтобы придать визуальное сходство с Аней Тейлор-Джой. Временами «компьютерные» глаза маленькой Фуриосы выглядят не совсем органично, но далеко не типичная внешность Тейлор-Джой, по-видимому, не позволила подобрать похожую актрису юного возраста. Эта «цифровизация» выступает самым большим и самым заметным недостатком «Фуриосы» наряду с выбором Криса Хэмсворта на одну из центральных ролей. Определенный мискаст ленты – Хэмсворт с накладным пластиковым носом, призванным обезобразить его внешность и приблизить ее к реалиям постапокалипсиса, где, по версии, Джоржда Миллера, красота существует в очень ограниченных количествах. Хэмсворт на протяжении всего фильма, который охватывает период в 20 лет, демонстрирует совершенно неизменные бицепсы и торс, а чувство юмора уровня Джеймса Ганна и «Стражей Галактики» выбивает персонажа из общей легенды повествования о мире изуродованных и жутких людей, где гуманности и уж тем более бездумному веселью места нет. Если Хэмсворту (он, к слову, привлек на эпизодические роли свою супругу Эльзу Патаки), попытка оправдаться за последние фильмы Marvel, вроде четвертого «Тора», участием в «Фуриосе» не удается, то вот Том Бёрк — исполнитель роли возлюбленного Фуриосы наконец достиг своего звездного часа в большом кино. Этот английский актёр, известный своими театральными работами и ролями в проектах британского телевидения, впервые предстает перед публикой в образе романтического героя и показывает потенциал к тому, чтобы стать новым лицом Голливуда, встав в ряд в Барри Кеоганом и Джошем О’Коннором.
Проблема «Фуриосы» заключается в том, что между ее премьерой и выходом «Дороги ярости» прошел очень большой временной промежуток, в который большие экраны и стриминговые сервисы заполонили комиксы о супергероях и мультивселенных, не оставляя окна для нового прочтения уже классической для кинематографа истории Безумного Макса. Зашкаливающее количество супергероев на квадратный сантиметр серебрянного экрана, обеспечивающее высокую внутреннюю конкуренцию голливудских студий и кассовые провалы таких картин как «Флэш», «Мадам Паутина» и последняя часть «Индианы Джонса», также не позволило «Фуриосе» выделиться в прокате. Кроме того, фильмы с главным женским персонажем традиционно уступают по бокс-оффису тем, где центральную роль исполняет мужчина, и не вызывают высокого интереса публики. Эта традиция, заложенная еще в театральной драматургии, несмотря на декларируемый феминизм и равноправие, не меняется в искусстве веками и, невзирая на прекрасную игру Ани Тэйлор-Джой и качественный сценарий, «Фуриоса» изначально проигрывает потенциальной популярностью той же «Дороге ярости», где половину сборов обеспечивает сам факт наличия Тома Харди в главной роли.
На постсоветском пространстве после релиза «Дороги ярости» появилось множество мемов, сравнивающих эстетику знаменитого фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза» и оранжевой пустыни Джорджа Миллера. Это милое сравнение, которое польстило бы обоим кинематографистам, знай они о нем. И советские инопланетяне, и постапокалиптические австралийцы объединены одним – выживанием в жестоком мире, где остаться человеком есть крайне непрактичный и нерациональный поступок.
«Фуриоса» — кино, которое стоит увидеть на большом экране, это шедевр Джорджа Миллера, объединивший в себе ценности старого голливуда и последние достижения технологий. Сомнительные прокатные результаты картины свидетельствуют лишь об одном – машина кинематографа несется по пустыне нашей культуры на большой скорости, но мы пока не понимаем куда…
Текст: Евгения Савкина