«Дуо»: дуэт или ансамбль?

В БДТ 21 и 22 июня прошел очередной блок показов спектакля «Дуо». Это проект фестиваля Context. Diana Vishneva, премьера состоялась в июле 2023 года. В заглавных партиях — Диана Вишнёва и Дарья Павленко.

Автор идеи, хореограф и сценограф — Павел Глухов, лауреат «Золотой маски» 2022 года (за спектакль «Плот Медузы» в Воронежском Камерном театре). «Дуо» заявлен как портрет двух прим и синтез музыки и танца (последнее, впрочем, справедливо для любой танцевальной постановки, даже если она происходит под биение собственного сердца). И все же в нем больше равновеликих частей, минимум три: хореография, инструментальная и электронная музыка (написана Алексеем Ретинским), фольклорная музыка. За фольклор отвечает ансамбль Toloka и именно они первыми появляются в темноте сцены, представляя некий пролог. Затем стук колес, тяжесть которого физически ощутима — здесь стоит сделать комплимент всем, кто работает в проекте над пространственным звуком — переводит нас к дуэту балерин. Он разворачивается под аккомпанемент музыкантов Île Thélème ensemble (скрипка, виолончель, фортепиано). Диана и Дарья появляются в широких черных балахонах-коконах, скрывающих все, кроме лица (дизайн костюмов — Светлана Тегин), затем остаются в туниках телесного цвета. Но самое интересное начинается, когда движения танцовщиц рассинхронизуются и Диана стягивает с Дарьи тунику и исчезает с ней, оставляя Павленко в нюдовом топе и шортах.

Соло Дарьи — самая удачная часть спектакля, пожалуй, если бы я увидела ее как отдельный номер в вечере современной хореографии, осталась бы в полном восторге. Если в дуэте обе балерины обезличены и отстранены (очевидно, согласно замыслу), а их движения довольно предсказуемы, то в соло Дарьи сразу включается энергетика и яркая индивидуальность. Это танец примы Мариинского и артистки Танцтеатра Пины Бауш. К тому же наконец-то проясняется назначение объемных геометрических фигур, все остальное время лишь ограничивающих пространство сцены. Эпизод на усеченной пирамиде вызывает стойкие ассоциации с «Послеполуденным отдыхом Фавна», хотя в нем нет неги, но как будто есть Нижинский. В финале балерины вновь на сцене вдвоем, и вновь появляется поезд, он разгоняется до пугающего предела, напоминая об «Анне Карениной» — эта партия была в репертуаре обеих прим.

Убедительным двойным портретом для меня спектакль не стал, скорее — экспериментом сотворчества больше, чем двух величин. Но есть ракурс, с которого постановка кажется цельной — и это музыка Алексея Ретинского. Здесь проявлены и соединены основные направления его изысканий: академическая музыка для камерного ансамбля, электроника, взаимодействие с фольклором. Для знакомства с композитором проект может подойти идеально.

Текст: Лиза Ординарцева

Фото: студия Дианы Вишнёвой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения