«Выход в свет» Дмитрия Мулькова (премьера — май 2024) — это высказывание о театре, одиночестве, утратах, боли и любви. Это дверь театра с зелёной табличкой «Выход». Это самопробы на роли проституток и соседок (девочки), ментов и наркоманов (мальчики). Это прослушивание в театральном, Пушкин, Ахматова, Есенин, Полозкова и слова: «Спасибо, следующий». Это мечты. Это новогодний чес и роли зайцев, гномов, бабочек. Это монолог Нины Заречной про «неси свой крест и веруй». Это театр, в котором ты прячешься от озверевшего мира. Это слезы и радость, сменяющие друг друга. Это убитые своей Родиной Мандельштам, Мейерхольд, Хармс. Это театральный свет — наше солнце.
Драматург Константин Шевкин написал пьесу-альманах, в которой нашлось место и трагической истории русского театра, и современности. И вот Варвара Сополева, которую я знала только как режиссёра, играет на манер «Теремка» сказку о маленьком независимом театре. В этом домике живёт актриса-Алиса, мечтающая играть моно Нины Заречной (привет спектаклю «Нина. Чайка» Катарины Середы), режиссёр-фантазёр, художник-заложник собственных замыслов и продюсер, умеющий писать гранты. И никто этот теремок не сломает, хоть у него ничего нет, кроме веры. Изобретательно, смешно и со смыслом.
Любовь Яковлева, я писала о ней уже сегодня, поёт-проговаривает «Посвящение Зинаиде Райх». Райх верила, что ей нечего бояться, что товарищ Сталин во всем разберётся, считала, что её ни в чём нельзя обвинить, ведь она лишь занималась театром и любила мужа. В финале её монолога мы минуту молчали в память о всех репрессированных деятелях театра.
Спектакль получился многожанровым: мы увидели балет от Виктории Шпаковой («Рондо»), послушали оперную арию от Елизаветы Кононовой (Existential crisis aria) и трактат о театральном свете от Леонида Семёнова. «Послание К» Марии Кудряшовой — это прослушивание в театральном, крах надежд, учеба не там, где она хотела, прозаический отрывок, который ей никак не дают дорассказать. «Рассказ о женщине, которая работает в театре актрисой» Маргариты Лоскутниковой — ироничный монолог о том, как пятидесятилетние тётеньки и дяденьки играют Ларис Огудаловых и Константинов Треплевых. А хочется им выйти на улицу и увидеть реальный мир. И они уходят. Чтобы лежать в пруду, разговаривать с прохожими и повторять один и тот же монолог, про Волгу и Эйфелеву башню.
Текст: Алла Игнатенко
Фото Театрального музея