17 июня 2024 года Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представляет 100-ый спектакль «ГРАФОМАН» по произведениям Александра Володина. Режиссер — Александр Баргман. Художник — Анвар Гумаров. Художник по костюмам – Ника Велегжанинова. Композитор — Юрий Гомберг-Соболев. Режиссер по пластике – Николай Реутов. Художник по свету – з.р.культуры России Евгений Ганзбург. В главных ролях – з.а. Санкт-Петербурга Анна Вартаньян и з.а.России Сергей Бызгу. Роли исполняют: заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Анатолий Горин, артисты Ольга Арикова, Елена Андреева, Екатерина Карманова, Елизавета Нилова, Варвара Репецкая, Варя Светлова, Ангелина Столярова, Александра Сыдорук, Егор Бакулин, Иван Васильев, Родион Приходько, Денис Пьянов, Егор Шмыга, музыканты Сергей Колосов, Владимир Лыткин.
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю. Но только вы тоже простите меня.
В феврале 2024 года исполнилось 105 лет со дня рождения Александра Володина – писателя, поэта, драматурга, уникального «мелодиста» Ленинграда – Петербурга. Он попал в Ленинград уже взрослым 30-летним человеком, но с тех пор никогда надолго не покидал город, ставший ему родным. А в мае 2024 года Театр им.В.Ф.Комиссаржевской отметил 10-летие спектакля «Графоман», созданного по произведениям А.М.Володина.
«Я получаю невероятную радость от репетиций, и у меня с Володиным все время длится диалог на разные мощнейшие темы! Я думаю, что зритель придет, потому что Володин — про каждого. Мы все – из володинских шарфиков, косыночек, кепочек. Он исследователь человеческой души и блестящий литератор. Его произведения заряжены энергетически как-то правильно, они очень простые и очень близко к сердцу. Наш спектакль – про возвращение, про успокоение. Можно по-разному смотреть на это, но я ставлю спектакль про свет, про то, что стыдно быть несчастливым, про то, что можно извлекать и нужно извлекать счастье из того, что дано» (из интервью с режиссером).
— Недавно иду по улице, вдруг какая-то женщина навстречу: «У вас пуговицы неправильно застегнуты». — «Какие?» — «Да все», — и начинает мне их перестегивать снизу вверх. А потом доходит до последней, видит мое лицо и говорит: «Так вы — Володин?!! Вы же мой кумир». И прошло несколько дней — она мне позвонила: «Вы меня не помните? Я вам пуговицы застегивала». И у меня на полдня настроение наладилось. А может — от коньяка…(А.Володин)
Вот из таких простых подчас историй сотканы его рассказы и пьесы, они узнаваемы и теплы сердцу, они просты и пронзительны в своей открытости, незащищенности, каким и был сам их автор. Спектакль «Графоман» — история любви, история возвращения двух людей друг к другу. Про странного и незаметного мужчину, который, пройдя войну, работал инженером по технике безопасности, а ночью писал стихи. И женщину, которая от лица поклонницы-незнакомки завела с мужем «почтовый роман». Про утекающее время и возможности, про то, как нелепо и коряво сочиняем мы свою жизнь. Но «человек рождается жить, а не готовиться к жизни …» (из «Записок нетрезвого человека»).
В золотом фонде советского кино есть телефильм режиссера Александра Белинского «Графоман» с участием Олега Ефремова и Маргариты Тереховой. В версии Театра им.В.Ф.Комиссаржевской главные роли исполняют Анна Вартаньян и Сергей Бызгу. Исполняют иначе, сочиняя свою нежную драматическую мелодию, контрапунктом звучащую в феерической фуге режиссера и участников спектакля. Здесь выразителен каждый актерский голос, рассказывающий свою жизнь «маленького человека».
Почему сегодня этот спектакль не менее востребован, чем 10 лет назад? Секрет, наверное, прост: в простых, подчас наивных текстах Александра Моисеевича Володина заключен некий код, подходящий любому порядочному человеку. Кто такой графоман? «Графомания — пристрастие к писательству у лица, лишенного литературных способностей» (словарь Ушакова). По высказыванию одного из актеров спектакля, «герой создал своё пространство, чтобы в него никто не попадал. Он притворялся графоманом, потому что ему было так удобнее сохранить себя в то время, и это очень созвучно с сегодняшним днем…».
Об авторе: Александр Моисеевич Володин – советский драматург, поэт, сценарист, участник ВОВ. Работал учителем русского языка, редактором на киностудиях «Ленфильм» и «Леннаучфильм», служил в военные годы связистом, сапером. Дебютировал как прозаик. Первая его пьеса «Фабричная девчонка» (1956 г.) принесла автору широкую известность. Успех следующей пьесы – «Пять вечеров» был ошеломительным. До сих пор большой популярностью пользуются его пьесы «Моя старшая сестра» (1961), «Идеалистка» (1962), «Назначение», «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская», «Две стрелы». По киносценариям и пьесам А. Володина поставлены фильмы: «Звонят, откройте дверь!» (реж. А. Митта), «Похождения зубного врача» (реж. Э. Климов), «Фокусник» (реж. П. Тодоровский), «Дочки-матери» (реж. С. Герасимов), «Пять вечеров» (реж. Н. Михалков), «Осенний марафон» (реж. Г. Данелия). А.Володин создал серию книг-воспоминаний («Для театра и кино», «Оптимистические записки», «Записки нетрезвого человека», «Одноместный трамвай» (Записки несерьезного человека), «Монологи. Пять вечеров»). Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями «За отвагу» (1943) и др. Лауреат многочисленных литературных и театральных премий, удостоен титула «Живая легенда Санкт-Петербурга».
О СЕКРЕТЕ ДОЛГОЛЕТИЯ ЭТОГО СПЕКТАКЛЯ РАССКАЗЫВАЮТ ЕГО УЧАСТНИКИ.
Заслуженная артистка Санкт-Петербурга Анна ВАРТАНЬЯН (Главная роль — Галина Петровна, жена Мокина):
Спектакль «Графоман» для меня – один из самых активных способов служения миру, поскольку я в этом спектакле со своими партнерами своей ролью являю модель любви, через которую люди могут осознать, что является любовью в их жизни. Для меня это спектакль, где разворачиваются сердца людей, и я это слышу. И для меня это десять лет практики исцеления сердец. Меняется ли спектакль? Да, безусловно. Мы живем в реальной жизни, продолжая играть «Графоман», и я осознаю, что жизнь проходит, а я все еще исследую, что такое любовь…. На каждом этапе приходит какое-то осознание: любовь – это, наверное, вот это! А потом проживаешь жизнь дальше и понимаешь: кажется, я ничего не знаю о любви….Мой основной партнер Сережа Бызгу, как мне кажется, не стареет, он вечно молодой. А те новые актеры, которые вливаются в спектакль, думаю, меняются сами в связи с тем, что попадают в структуру этого спектакля, где всё создано для работы сердечной мышцы. Ребята подстраиваются под поток, который уже существует. Александр Баргман строил спектакль на огромной любви к миру, к людям. И этот «каркас» любви плотно держит всех нас. История «Графомана» — это история любви, и она стара, как мир. Автор пьесы Александр Володин – великий человек, и счастье принимать участие в его потоке. Он первый создал этот поток, в который мы вошли. Я всегда испытываю большую грусть по поводу того, что он не смог реализовать историю своей любви в своей жизни – он был несчастным человеком, он был тоскующим о любви человеком. И по мере движения к 10-летию спектакля я осознаю, что у нас есть надежда на любовь – у этого поколения, у сегодняшней реальности — она есть…
Актер Егор БАКУЛИН (Ведущий капустника, Командировочный, Евгений):
Тема «Графомана» – это тема маленького человека, она актуальна во все времена. Это и Достоевский, и Гоголь, и Чехов, — и я очень благодарен режиссеру за свое участие в нем. Благодаря «Графоману», 10 лет назад я смог подробно, глубоко, вдумчиво погрузиться в мир Володина – это петербургский автор, это петербургская атмосфера, это петербургская жизнь того времени. Мы прочли все произведения Володина – и его прозу, и пьесы, и стихи. Это страница ленинградской-петербургской истории, потому что Александр Моисеевич, безусловно, часть истории Санкт-Петербурга. Я теперь эту страницу знаю, очень хорошо ее чувствую и понимаю. И всё это благодаря спектаклю Графоман и нашим веселым летним репетициям 2014 года… Фактически я играю нескольких персонажей, но, по большому счету, это один персонаж, который переходит из одной жизненной ситуации в другую: то он в клинику попадает, потому что они с женой оступились, то скамейки красит, рассказывая свою историю, он же — и тюменский нефтедобытчик с усами, который влюбился в певицу… Это всё — некий мир Володина с его стихами, прозой и драматургией. В Володине мне дорога его трогательность, проникновенность, у него и его героев нет желания бить себя кулаком в грудь, быть первым, идти напролом – все герои его очень ранимые, трогательные, безусловно талантливые. Но то окружение, которое рядом с ними, забивает именно эти ростки, эту нежность, эту трогательность персонажей Володина. И конечно, они могли появиться именно в тот период истории, когда у нас была государственная система, основанная на лозунгах – вперед, выше, сильнее, вверх…. Трогательным и тонким персонажам Володина было сложно закрепиться в этой системе координат, но такие люди есть в любое время, и сейчас очень много таких людей. Они пытаются жить параллельно всему, происходит вокруг, они ценят свой внутренний мир и внутренний мир других. Герой создал своё пространство, чтобы в него никто не попадал. Он притворялся графоманом, потому что ему было так удобнее сохранить себя в то время, и это очень созвучно с сегодняшним днем. Что есть сегодня во мне от этого маленького человека? Ежедневно лично в моей жизни происходит огромное количество событий: так, в субботу и воскресенье я читал «Маленького принца» в Летнем саду, в понедельник был уже в Новгороде на съемках, сегодня, во вторник, еду с Финского залива на примерку на Ленфильм. Да, это моя профессия со всеми ее оттенками, особенностями, безграничностью, я ее люблю и с удовольствием ею занимаюсь. Но иногда очень хочется остановиться, побыть немножко в тишине, побыть одному, побыть со своей семьей в покое, тишине, никуда не бежать. Поэтому сейчас мы остановились с дочерью на берегу Финского залива и на 10-15 минут «выключились» из реального мира, погуляли, пофотографировались, нашли какой-то красивый камешек… Это как раз очень созвучно с Володиным и это то самое, чего иногда не хватает. Не хватает возможности остановиться, прислушаться к тишине, обдумать не расписание на ближайшие дни с возможностью всё успеть, а задуматься о себе, своей жизни, своей семье… У любого спектакля есть тема. И что бы не происходило вокруг, все равно тема спектакля не меняется. 10 лет спектаклю, 100-тый спектакль, сменились некоторые актеры, а, следовательно, какие-то персонажи стали немножко другими — более резкими или, наоборот, ранимыми или трогательными. Тем не менее, тема и главная история спектакля не меняется. Кроме того, плохой спектакль 10 лет не продержится. 2-3 сезона, зритель перестал ходить, актерам стало неинтересно, одна актериса ушла в декрет, второй актер перешел в другой театр – спектакль как полено выгорает, остается пепел. А если спектакль держится по 10-15-20 лет — это некий знак качества. А таких спектаклей у нас в репертуаре несколько. Значит, у «Графомана» есть еще и очень важная тема, которая привлекает зрителя, которая держит артистов, держит спектакль. Есть команда, есть атмосфера и тема.
Заслуженный артист России Сергей БЫЗГУ (заглавная роль — Петр Кондратьевич Мокин):
Спектакль «Графоман» занимает в моей творческой жизни важное место. Во-первых, это Володин, которого я безмерно люблю, люблю его драматургию, его поэзию. Купаться в этом, играть спектакль по его пьесе –большая радость. Во-вторых, это этап для нашего театра, большой этап для меня, это первая работа с режиссером Александром Баргманом. Я знал, что он будет ставить эту пьесу, но почему-то думал про другие роли, поэтому предложение сыграть Мокина было неожиданным, честно говоря. За 10 лет спектакль, конечно же, изменился, а в какую сторону – мне сложно судить, потому что спектакль – как ребенок или как человек, за которым нужно ухаживать, его нужно лелеять, беречь. Иногда он «идет» хорошо, иногда плохо, но держится на плаву и развивается. Я понимаю, что 10 лет – это действительно большой срок, и то, что он до сих пор идет и пользуется популярностью — неожиданно даже для меня. Мне кажется, «Графоман» очень «подошел» Театру им.В.Ф.Комиссаржевской. И сама нота, и автор для нашего театра, и тон, как говорили старые мастера сцены. Он оказался важен не только для зрителей, но и для артистов. Я всегда любил работать компанией, командой. И если эта команда складывается, то это замечательно. А если не складывается, то зачем тратить время, энергию и силы, жизнь на то, что не произойдет? То есть с возрастом хочется делать то, чего хочется. В этом спектакле многое сошлось. Мне невероятно повезло и с основной моей партнершей – Аней Вартаньян. Мы давно знали друг друга и видели работы друг друга, и как раз эта работа соединила нас, нам было легко и вдохновенно репетировать. Очень редко бывает, когда совпадают какие-то человеческие и профессиональные нюансы, когда артисты одной группы крови и из одной зоны. Эта связь сложилась, но требует постоянной работы внутренней – мы очень бережно относимся к «Графоману», бережем друг друга до спектакля и во время. Там есть внутри такие тонкости, какие только мы знаем, нюансы, как мы друг друга поддерживаем, как мы друг друга подкалываем, приводим в чувство, когда нам плохо за пределами спектакля. Это такая человечески-профессиональная внутренняя связь очень важная. И она, надеюсь, не разрушится никаким образом. Аня – совершенно потрясающая женщина, и я, как и Мокин, смотрю на нее как на женщину снизу вверх. Я совершенно каждый раз как мужчина потрясаюсь ее красотой, ее какой-то человеческой тонкостью и постоянно подшучиваю в этом спектакле, что мы – как красавица и чудовище….На каждое поколение этот спектакль действует по-разному: старшее поколение вспоминает своё время, советские времена, узнаёт какие-то вещи и какие-то ноты, темы и ситуации – как, например, капустник новогодний… Молодые люди смотрят за историей взаимоотношений, за историей любви.В основе спектакля — тема любви, и она выписана Володиным, как мне кажется, замечательно. Еще очень важная тема — человека неуверенного, сомневающегося, рефлексирующего, который мыслит о том, что стыдно быть несчастливым, когда можно просто радоваться жизни при всех проблемах. По нескольким репликам мы понимаем, что эта важнейшая тема военного поколения, которому «посчастливилось» остаться в живых. Во втором акте открываются нюансы взаимоотношений главных героев, и во всю мощь «звучит» тема любви. Сегодня очень важна, она всегда была важна. И у людей это находит отклик, они получают от этого либо радость, успокоение, либо ответы на вопросы, ощущение, что есть рядом люди, которых нужно беречь, любить и ценить. Мир непростой, всегда есть масса проблем, но важно и здорово, когда есть рядом человек, на которого можно положиться, который тебя сбережет и которого сбережешь ты. Вот эти темы важны в любое время и находят отклик у зрителей разных поколений. Для меня это удивительно в самом деле, потому что «на выпуске» мне казалось, что спектакль – для среднего и старшего поколения. Но когда молодые люди со слезами подходят и благодарят – это приятно.Что касается моей лично истории, скажу так: мне понятна эта тема. Мне она понятна через осознание второй половины, которая с тобой рядом. Которая дышит с тобой одним воздухом, которая с тобой одной группы крови – это очень важно и не всем дано — это надо беречь. Мне это помогало в спектакле, я про это думал. И про одиночество, которое испытывает каждый человек, и главный герой в том числе. Одиночество — потому что каждый из нас одинок по-своему. Но оно уходит, когда есть свой человек рядом. И в этом — ценность семьи, ребенка, близкого человека. Мой сын играет уже в двух володинских спектаклях, поэтому в этом смысле он меня перегнал. Я знаю, что его однокурсники, однокашники, молодые артисты – все ходили на этот спектакль, а из моих студентов — кто-то даже по второму кругу. Я стараюсь играть так, чтобы не было стыдно именно перед моими студентами, ведь я их учу, и в этом — большая ответственность – будь добр сам соответствовать… Поэтому каждый раз, когда у меня возникает минута житейской усталости, то в первую же секунду, когда я выхожу, у меня возникает мысль – а ведь в зале может сидеть мой ученик!.
Артист театра Иван ВАСИЛЬЕВ (Мокин на капустнике, Дружинник, Олег, Поэт-диссидент):
Спектакль – это живой организм, всегда что-то меняется, мы взрослеем. Режиссер Александр Львович видел, как мне кажется, в этом спектакле некую романтику погружения в эпоху, в чем-то — ностальгию по тому времени – костюмы, иной ритм и темп жизни, некая текучесть, неторопливость. А в целом Александр Львович через все свои спектакли пытается пронести чувство любви, и у него это очень здорово получается. Конечно, есть разная любовь — юношеская, пылкая, пассионарная, любовь как ответственность, любовь к семье, детям, работе (нам в этом смысле очень повезло с профессией). Любовь и взаимоотношения главных героев – ключевая тема в спектакле. У меня разные персонажи, некие образы, для кого-то узнаваемые, но больше – персонажи-функции, и особой судьбы я там не могу прочертить. Один из них – это некий пассионарий, у него любовь к идее: «То, что можно, нам не нужно!» — он придумал свою идею, которой живет. Другой – наивный алкоголик, экспериментатор-химик, у него – любовь к науке. Третий – дружинник, который любит четкость и порядок. Мы — те рельсики, по которым едет основной локомотив. Я играю этот спектакль с удовольствием, как и мои коллеги, но со временем все начинают «погромче» работать, плюсовать, и здесь нужно строгое слово режиссера…Так, например, в сцене анонимных алкоголиков первоначальная задача была такая, что все немного приглушенные, заторможенные, потому что принимают специальные средства. Главное, не перетянуть одеяло и не слишком «плюсовать». В этом спектакле для меня главное — ансамблевое существование и чувство меры. Я очень активный, и мне нужно себя все время немножечко «гасить», чтобы быть в ансамбле. Иногда мы устраиваем сюрпризы друг другу: представляемся по-разному, я выдумываю фантастические рецепты, которые мне выписывает врач, чем, возможно, забавляю себя и коллег. Главное — не переусердствовать, во всём хороша мера, ну, вы знаете»))).
Актриса театра Александра СЫДОРУК («Калитка», Елочка» на капустнике, Улочка, Снежана- медсестра):
Я ввелась в этот спектакль, когда спектакль практически уже выпускался. Хороший каркас, правильная история, режиссерский взгляд Александра Львовича – мы вроде бы там все живем своей жизнью, жизнью своих персонажей, но в то же время существуем в определенных границах очень верных, поэтому даже спустя 10 лет всё лучшее сохраняется в целостности. Этот спектакль – о любви, о том, что мы иногда не замечаем самого главного, нам кажется, что всё по-другому происходит. И людей мы видим через своё какое-то кривое зеркало, не понимая, не ценя того, что есть. И для меня самое ценное в этом спектакле то, что главные герои приходят в финале к пониманию друг друга…. У меня в этом спектакле несколько небольших ролей, но все их нужно сыграть по-разному. Я, например, очень люблю разглядывать людей, представлять их жизнь. А потом, когда дается образ, ты вдруг вспоминаешь: а, это, наверное, вот тот человек… Существуют и определенные психотипы и ситуации – их не так много, как семь нот в музыке. А у артиста, как мне кажется, всё очень переплетено в жизни – и актерство, и жизнь. Артисты – они же отчасти психологи: наблюдаешь за людьми, что-то вспоминаешь из какого-то спектакля. Поэтому при подготовке роли всё это очень помогает. Иногда артист берет из спектакля какую-то ситуацию и для своей жизни. Но не все спектакли обогащают твою жизнь. Спектакль «Графоман», как мне кажется, работает на обогащение — он такой добрый, простой, и в то же время в нем несколько пластов. Секрет его длительного уже существования – в некой целостности и своеобразии, в силе любви, наверное.
Молодой зритель Михаил Васильев:
В чем секрет «Графомана»? Общее прошлое, знакомый сюжет. Знакомые лица. Даже знакомое поведение и знакомые ситуации жизненные, которые возникают у героев. А для молодых – наверное, любопытство, желание понять немного родителей, бабушек-дедушек. В вечном споре «отцов и детей» этот спектакль во многом помощник. Не могу сказать, что здесь можно найти абсолютно все ответы, но мне кажется, что житейские, бытовые – можно. И главные персонажи-актеры это показывают, помогают пройти этот путь от точки А – непонимания до точки Z-абсолютной ясности.
Материал подготовила С.Володина
Фото театра