С началом фестиваля я прокололась, но теперь мне начинает нравиться. Воронежский ТЮЗ привёз «Преступление и наказание», режиссёр Евгений Кочетков поставил спектакль-танец, спектакль-народную песню, спектакль-разговор с Богом, спектакль-исследование человеческой души. Эта постановка — пример того, как сильной труппе дали мощного худрука и что из этого вышло. Выпускник ГИТИСа (мастерская Иосифа Райхельгауза) Евгений Кочетков ставит в Воронеже с 2021 года, дебютный его спектакль — «У ковчега в восемь», а премьера «Преступления и наказания» состоялась летом 2023. Выбрала эту постановку за неклассическое прочтение, ведь «Это Петербург, все читали книгу», как сказал Порфирий Петрович (Николай Байбаков). Инсценировку написал режиссёр совместно с Екатериной Потаповой, и оставил самые важные смыслы, сократив, естественно, хронометраж и количество персонажей.
Игорь Скрынников (Родион Раскольников) уходит за кулисы со словами «Дайте мне реквизит» и возвращается с топором, игра началась. Сцену убийства старухи (Екатерина Тоборовец) и ни в чем не виновной Лизаветы нам не показывают, ее лишь рассказывает следователь, словно читая протокол допроса. Я с детства любила читать и смотреть детективы, и они бывают двух видов. В первом мы узнаём имя убийцы одновременно с главным героем, который расследовал дело, а в другом видим убийцу вначале, а потом смотрим, как его ловят. Если что, «ПиН» — как раз из второго вида. Раскольников, несмотря на придуманную им теорию о людях пресмыкающихся и тех, кто право имеет, действует, как многие другие убийцы и маньяки. Он возвращается на место преступления и подсознательно хочет, чтобы его поймали.
Главная линия спектакля — интеллектуальное противостояние между преступником и законом, Раскольниковым и Порфирием Петровичем. Родион уже сам поймал себя в ловушку, осудил и приговорил. А заодно сломал жизнь Соне (Анастасия Бондарь) и разбил сердце своей матери (Анастасия Гуменникова). В спектакле сильная последняя сцена — Раскольников приходит к Пурхелии Александровне, и она, не зная ещё о преступлении, прощает его, готова следовать за ним. Когда он сочинял теорию о праве на убийство, вряд ли учёл, как потом будут жить с этим его близкие.
Черная коробка сцены (художник Лилия Хисматуллина) сжимается вокруг героя, а на заднем плане стоит толпа, олицетворяющая всех тех, для кого Раскольников всегда будет лишь убийцей. Но эти люди тоже не безгрешны: демонический Свидригайлов, забивший жену до смерти (Антон Надточиев), пропивший свою жизнь и жизнь близких Мармеладов (Михаил Кривов), Лужин, который хочет обладать безграничной властью над матерью и сестрой Раскольникова (Александр Новиков). Один из самых мрачных и могильных петербургских романов (не зря комната Раскольникова была похожа на гроб) Евгений Кочетков превратил в красивый спектакль о прощении и покаянии.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра