Радиопьесы, радиодрамы или радиопостановки — это термины, которые будто бы отсылают к давно ушедшим временам, в которых радиовещание и прослушивание виниловых пластинок играло несравненно большую роль, чем сейчас в третьем десятилетии третьего тысячелетия. И, действительно, истории о самых знаменитых радиопостановках, как правило, будто бы чаще всего датируются первыми тремя четвертями 20-го века: от напугавшей многих американцев «Войны миров» Г. Уэллса до любимой многими советскими детьми и подростками «Радионяни». Однако это всего лишь стереотип, и радиотеатр ни в коем случае не устарел, а продолжает жить и развиваться: во многих странах проходят крупные радиофестивали радиотеатра, британское BBC ежегодно проводит конкурс радиопьес, а большая часть эфира — это радиопьесы, пользующиеся огромной зрительской популярностью.
В наши дни термин радиотеатр из-за достижений технического прогресса чаще заменяется термином аудиотеатр, но суть остается та же. Теперь необязательно иметь приемник, ловящий определенную частоту. Мы можем слушать аудиоспектакли через специализированные мобильные приложения, веб-сервисы или просто в чатах каких-либо мессенджеров. Ключевым в современном аудиотеатре, как и в радиодрамах остается использование главенствующего медиума — звука, что исключает (но не полностью) иные формы перцептивного контакта (кроме использования слуха). Это исключение разных видов органов восприятия играет важнейшую роль в том, как театр может позиционировать себя, и какие дополнительные функции он может на себя брать. Театр, который фокусируется на звуке, сродни аудиокнигам, аудиогидам или различным инклюзивным инструментам, которые используются для облегчения жизни людей с ограниченными возможностями.
Радиопьеса «The Call» (сценарист, креативный директор и продюсер проекта Михаил Раков), сетевая премьера которой состоялась в 2021 году, и которая продолжает свое существование и по нынешний день — это сознательное использование конвенций давно сложившегося жанра в современных реалиях. «The Call» — это интерактивный документальный аудиосторителлинг, существующий параллельно на нескольких стриминговых платформах и позиционирующий себя как спектакль для людей с нарушениями зрения. Аудиоповествование сфокусировано на личных историях нескольких людей, переживших серьезные и травмирующие события и пытающихся восстановиться и продолжить нормальную человеческую жизнь. Произведение имеет сложную драматургическую структуру, которая выражена в очень частой смене сюжетных оптик: от предельно детального повествования до масштабных социальных обобщений.
Команда проекта «The Call» использует весь арсенал выразительных средств аудиотеатра: обман ожиданий, использование широкого спектра актерских тембров и звуковых эффектов, элементы саспенса и активное включение сломов четвертой стены (если так можно выразиться об исключительно звуковом произведении). Однако использование элементов документального театра, сторителлинга и постдраматического театра не лишает этот спектакль основных характеристик и достоинств, которые мы отмечаем, когда созерцаем или анализируем традиционный театр или театр хорошо сделанной пьесы — непредсказуемый сюжет «The Call» не отпускает от самого начала и до самого конца. В нем есть элементы детективного жанра, но они не доминируют, а скорее представлены как элементы интерактивного взаимодействия зрителя и произведения. Несмотря на некоторую монтажность отдельных элементов структуры, общее впечатления можно описать как целостное, глубокое и катарсическое. В конце концов, именно этого мы и ожидаем от театра — глубокого сопричастия к художественной вселенной команды авторов.
Крайне любопытно соприкасаться с подобным проектом в 2024 году именно потому, что подобные синтетические и псевдоретропроекты будто бы отлично соответствуют духу времени, оставаясь и смелыми по форме, и отдающими дань уважения вековой традиции радиоспектаклей, развивают современный театр с точки зрения формы и содержания, и в то же время утверждают важность достижений прошлого. Проект «The Call» признает важность расширения инструментария современного театра за счет новых тем, приемов, синтеза новых приемов и форм с наработками предшественников и в то же время остается искренним проектом, который можно описать не иначе, как честный, свободный и полный энтузиазма и эмпатии.
Текст: Анна Степанова
Фото из архива Михаила Ракова