В Театре Наций 20 и 21 мая состоялась премьера спектакля «Отцы и дети», режиссёр Семён Серзин, композитор Евгений Серзин, художник София Матвеева. Текст Тургенева, который вряд ли много кто перечитывал со школы, тут помещён то в провинциальный привокзальный ресторан: отбивные котлеты, салат крабовый, салат оливье, фальшивые пальмы, портреты вождей, то в дома, по которых путешествовали молодые нигилисты: Базаров (Сергей Волков, увидела я его в первый раз как раз на вокзале, на Финляндском, он вместе с Максимом Фоминым играл там брехтовские «Разговоры беженцев» году так в 16) и Кирсанов (Геннадий Блинов).
«Отцы» в этом спектакле представлены Петром Семаком (Николай Кирсанов), Виталием Коваленко (Павел Кирсанов) и тёплой, любящей парой Базаровых (Ольга Лапшина, Борис Каморзин). Вы знаете, что у Тургенева отцу Кирсанова всего 44 года? Он ещё совсем не старик, любит Фенечку (Александра Бортич), хочет жениться. Действие перенесено режиссером во времена Перестройки. Поэтому песня ДДТ «Дождь» (1992) актуально и больно звучит в финале. Так же, как и отсылка к фильму «Асса» (1987). Хочется, что чудесный мальчик Бананан ожил и послушал через коммуникативную трубу всю нашу боль.
Из Петербурга в регион приезжают молодые бунтари. Базаров отрицает вообще всё, хочет узнать, что у лягушки внутри, стать врачом. Кирсанов восхищенно слушает пространную речь друга и наставника о том, что будет с Родиной и с нами. Позже он влюбится и выбросит из головы всю эту чушь, поймёт, что в этой жизни действительно важно.
Нет тут какого-то жестокого противостояния отцов и детей. Да, Павел Кирсанов сразу невзлюбил Базарова, потому что тот говорил непонятные вещи и оказывал знаки внимания Фенечке. Но все очень друг друга любят: Базаровы обожают и боятся сына, который редко их навещает, как отрезанный ломоть, будто стыдится их, простых, чрезмерно заботливых. Мама кричит своему сыну «Шапку надень», как все другие мамы. У Кирсановых банда, и Базарову разрушить её не удаётся. Он не плохой человек, не сделал никому ничего дурного. Просто не умел любить и сам из-за этого страдал. Его увлечение Одинцовой (Ольга Лерман) — это лишь интерес к яркой и умной женщине. Но одно дело вести философские беседы, и совсем другое — жить вместе. Она отказывает, и он, хоть и нигилист, переживает личную драму.
Серзин сократил количество персонажей, поэтому эмансипированная аристократка Кукшина превращается в проводницу поезда (Юлия Башорина), Ситников (Илья Борисов) — свидетель на дуэли, а потом он же — тифозный больной, после вскрытия которого и умирает Базаров. Так на фоне песни Гражданской обороны «Умереть молодым» (всё получилось), снятия красного носка (Добби свободен) и смешных споров о политике мы видим, как трагически обрывается молодая жизнь. Большую часть спектакля на сцене находился кудрявый красивый мальчик (Андрей Титченко). Может, это деревенский мальчишка, который боялся лягушек, а, может, сам Базаров. Большой ребёнок, который хотел, чтобы его любили. Но женщина отвергла, единственный друг женится и не нуждается больше в нём. После его смерти все эти люди живут дальше, но старики-родители Базарова потеряли своего единственного сына. Строки о том, как они навещают его могилу, читать очень горько. Он мог бы, наверное, стать хорошим врачом, повзрослеть, жениться.
В спектакле концептуальная сценография — на сцене огромная лестница, и вот Базаров поднимается почти на самый верх. Мы видим только его тёмный силуэт, он уже не с нами. Этот спектакль о любви и скоротечности жизни. И о родителях, которые всегда будут нас ждать.
У меня засохла кишка
У меня опустела башка
Я захрючил свои мозги
Я тащусь от дурной тоски
Я руками залез в говно
Я сломаю своё окно
Я хочу умереть молодым.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра