10 мая на сцене Театра Поколений состоялась премьера спектакля «Анюта», дань памяти Николаю Русскому — режиссеру, писателю и музыканту. «Анюта» — один из его последних рассказов. Именно через него команда спектакля пытается окунуться в мир ушедшего Коли. Режиссёр: Руслан Колоусов, художники: Александр Храмцов, Мария Дудина, режиссёр видеоряда: Людмила Берг, артисты: Павел Панков, Анна Дразнина, Василий Чернобылов, Артём Калинин, Филипп Черневич, Павел Кузнецов.
«Задача — не объяснить что-то или соблюсти повествовательную линейность, а задать ощущение ритма, в котором все движется», — Коля Русский. Начнем с того, что 6 марта в Тамбове не стало Николая Русского из-за проблем с сердцем. Ему было 40 лет. Об этом в социальных сетях сообщил художественный руководитель Воронежского Никитинского театра — Борис Алексеев. «Для меня Коля был человеком другого типа. И известие о его смерти повергло меня в шок. От наших однокурсников я узнал, что незадолго до смерти он опубликовал свой последний текст «Анюта». Мне его прислали, я прочёл, после чего мой шок усилился. В герое рассказа я увидел идентичность с собой. Мне знакома звенящая боль покинутости и безысходности, тоска, накрывающая тебя огромной волной, из-под которой, как тебе кажется, уже нельзя выплыть, просто нет сил. Ведь все твои надежды и представления о будущем рухнули», — Руслан Колоусов.
Руслан Колоусов и Коля Русский встретились за год до поступления на тренинге Ларисы Вячеславовны Грачёвой, впоследствии ставшей вторым педагогом на режиссёрском курсе Вениамина Михайловича Фильштинского в театральной академии на Моховой (РГИСИ). Важно отметить, что главные роли в спектакле играют выпускники мастерской Ларисы Вячеславовны Анна Дразнина и Павел Панков. «Наш спектакль получился очень музыкальным, многожанровым. Помимо «Анюты» звучат текст Толстого, стихи Уитмена. Спектакль яркий, динамичный, с юмором. Думаю, он будет интересен не только поклонникам андеграундного театра, но и более широкой аудитории», — Руслан Колоусов.
Оказываясь в зале, зритель попадает в холодное бетонное помещение с полупрозрачным белым занавесом, за которым видны силуэты музыкального ансамбля и его исполнителей. Билетер так и предупреждает: «лучше не снимайте куртки, иначе можете замерзнуть». Несмотря на то, что я оставила теплый шарф на себе, холод пробрался и легкая дрожь проносилась по моему телу. Можно сказать, что это идеально сочеталось с атмосферой в пространстве. Весь спектакль объединен в невероятный симбиоз происходящего. Например, засчет слияния зрителя со сценой, ведь между местом действия и зрительным залом нет разделяющей сцены, буквально нет никаких границ. Очень хочется зайти туда, сломать этот мир и взаимодействовать с героями истории. Попадая в сюжет, мы наблюдаем за тем, что происходит в кабаре «Анюта», а точнее в голове главного героя, который переживает расставание с Анютой – единственным лучом надежды. Именно она избавляет его от муки сумасшедшего одиночества. Её образ, как то, к чему невозможно прикоснуться, как то, что очень желаемо, но недостижимо. Это рассказ о потери художником вдохновения, о ранимости и тонкости восприятия им окружающего мира.
«Анюта (Анна, Аннушка) – имя особенное в русской литературе. Вспомним Толстого, Чехова, Булгакова. В нашем спектакле Анюта предстаёт неким триггером главного героя в пространстве его подсознания, сновидений, пытающимся довести его до психоэмоционального предела. Как реальный человек она появляется перед нами всего дважды, в начале и конце спектакля», — Руслан Колоусов. Каждая сцена в исполнении Павла Панкова пропитана глубокой внутренней болью, которая олицетворяет брошенность, одиночество, страх и надежду на исцеление, они абсолютно понятны и искренны. Накал эмоциональности придавали музыкальные инструменты, контрастная амплитуда ритма, реплик и пластики. Как будто персонажи качаются на внутренних эмоциональных качелях. Герой Панкова весь растрепанный, в больничной пижаме, он как будто пытается убежать от реальности в мир более приятный. К яркой, сильной, в серебряной юбке с пайетками, розовом топе с перьями, на громадных каблуках – недосягаемой Анюте.
«Могу сказать определённо, что в основе спектакля лежит Колина музыка и текст, который мы постарались прочесть бережно, но по-своему и честно», — Руслан Колоусов. Уход Николая Русского — это невосполнимая утрата для театрального сообщества, но его талант и страсть к театру будут жить в сердцах всех, кто ценил его работы и вдохновлялись им. «Всё, что нужно было здесь, он сделал. Пора идти дальше», — Руслан Колоусов.
Текст и фото: Вероника Лялина