В мае в российский прокат с большой медиашумихой вышел новый фильм Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел», который не допускали до больших экранов в первой половине месяца, чтобы не помешать на праздниках прокату отечественных картин. Однако «Министерство неджентельменских дел» уже сейчас, до завершения показов, вошло в топ-10 фильмов российского проката за 2024 год, доказывая, что любовь российского зрителя к мистеру Ричи за двадцать пять лет, прошедших с премьеры «Карты, деньги, два ствола», не только не ослабла, но и окрепла. Не изменяя себе, начиная с «Операции «Фортуна»: Искусство побеждать», певец английских гетто и амбассадор английских же гопников, Гай Ричи выпускает по две картины в год. «Министерство неджентльменских дел» стало вторым релизом после телевизионной версии «Джентльменов» и отчетливо продемонстрировало возросшее мастерство Ричи как ремесленника и некоторый упадок относительно атмосферы того непередаваемого сочетания юмора, грубости и ироничности, которое и прославило этого режиссёра.
Сюжет фильма основан на реальной истории, которая произошла во время Второй Мировой, когда английские офицеры по секретному заданию, без официальной легенды и прикрытия, чтобы не нарушить нейтральный статус Испании, отправились на испанский остров Фернандо По, дабы обезвредить (а если проще, то угнать) корабль, обеспечивающий поддержку немецкого подводного флота. История офицера Гаса-Марча Филлипса, который успешно провернул эту операцию (его в картине играет Генри Кавилл), в свое время послужила вдохновением для писателя Яна Флеминга, создавшего на основе реального Филлипса своего вымышленного суперагента Джеймса Бонда. Гай Ричи не упускает из виду этот факт и в качестве пасхалки для любителей литературы вводит в повествование Яна Флеминга (Фредди Фокс) – элегантного британского офицера, приближенного к самому высшему командованию. На этом вся элегантность «Министерства неджентльменских дел» заканчивается и начинается двухчасовой аттракцион экшна, ладно скроенный и крепко сшитый, но начисто лишенный режиссерской экспозиции замысла и фирменной ироничности Ричи, за которую его так любят британцы и русские.
Фильм отчаянно пытается стать тем одновременно философским по содержанию и экспрессивным по форме киноразмышлением о героизме участников Второй Мировой, какое в свое время представил Квентин Тарантино в «Бесславных ублюдках» — проинтерпретировав события в стиле «what if», сохранив почтение к реальной истории и создав невыносимо высокопарные, полностью вымышленные и архетипически точные образы Союзников (Альдо Рейн – Бредд Питт), жертв Холокоста (Донни Доновиц) и нацистов (Ханс Ланда). Но, там, где Тарантино стилизует историю под художественную литературу, а героев делает метафоричными, у Ричи наличествуют второсортные заезженные плоские образы (бравый парень, тупой качок, смекалистый «цветной», сексапильная латина и пр.), отсутствие любых намеков на оригинальное переосмысление исторических событий и бесконечный экшн. Сцены драк и взрывов, надо сказать, сделаны мастерски, но без интересной сюжетной подоплеки они смотрятся утомительно и вызывают лишь размышления о том, что Ричи поднаторел в киногеничности демонстрации этого самого экшна. Никаких попыток стилизовать картину под «основано на реальных событиях» (кроме фотографий прототипов героев на финальных титрах) и провести параллели между экранной историей и феноменом героизма здесь нет. Вся мотивация героев укладывается во фразу «вижу цель – иду к ней», и это, несмотря на прекрасную работу художника-постановщика Мартина Джона, красивые морские пейзажи и обилие перестрелок, делает ленту невыносимо скучной.
Никаких сомнений в том, что у экранной команды все удастся – нет. Ведь глянцевые герои не знают поражений. Фирменная ирония, которую мы знаем еще со времен «Большого куша» и «Карты, деньги, два ствола», в «Министерстве неджентльменских дел» замещена пошлостью, позволяющей надеть на Генри Кавилла нацистскую форму и бравировать этим или убеждать зрителя, что офицер секретной английской миссии может выглядеть как качок из Беверли-Хиллз с белоснежными винирами (Алан Ричсон), а явная этническая мексиканка (Эйса Гонсалес) в сущности сойдет за еврейку. И здесь примечательно на первый план выходит Тиль Швайгер, исполняющий роль отрицательного персонажа – нациста и садиста, но он (в отличие от остальных) попадает в типаж и хорошие актерские данные выводят герра Швайгера на первый план по убедительности и попытках драматической игры в атмосфере киноаттракциона. Дополняется эта необъяснимая эклектика образов неестественным смехом и маниакальным драйвом главных героев, когда их убивают нацисты, и всё это уводит «Министерство неджентльменских дел» от работы когда-то топового английского режиссера к фильму категории «B».
Все, за что мы полюбили «Бесславных ублюдков», в «Министерстве неджентльменских дел» Гая Ричи извращено и измельчало. Там, где Энцо Горломи противостоял мировому злу, даже не подозревая об этом, экранный Гас Марч-Филлипс упивается своей неотесанностью и умением пускать автоматные очереди. Там, где у Тарантино за каждым кадром крылась поэтизированная трагедия, у Ричи – улыбающийся Кавилл в нацистской фуражке, достойный стать постом в Tumblr, но точно не героем фильма о Второй Мировой. Обращение к теме Второй Мировой на протяжении всей картины остается формализованным – с экрана постоянно напоминают о том, что нацисты чудовищны, а Уинстон Черчилль (совершенно не похожий ни на Черчилля, ни на себя Рори Киннер) – изобретателен. И первое, и второе не вызывает сомнений, но существования целого фильма в качестве художественного произведения никак не оправдывает.
Стоит отметить, что для широкой публики «Министерство неджентльменских дел» скорее всего выглядит неплохим способом провести вечер и полюбоваться на героев глянцевых обложек — Генри Кавилла или Эйсу Гонсалес и сказать, что «я видел новый фильм Гая Ричи». Только вот нельзя сказать, что же сегодня являет собой творчество этого режиссера. Грубость и сарказм английского юмора трансформировались в грубость буквальную, а лиричность «Унесенных» — в откровенную сексуализацию женских персонажей. Пока фанаты ждали вторую часть «Агентов АНКЛ» — истории об американском и советском шпионах и их сотрудничестве, прекрасно сочетающей и сарказм, и романтику, и уважение к литературному первоисточнику, Гай Ричи снял целых семь проходных фильмов и донельзя отточил мастерство быстрого продакшна, но потерял все свое обаяние.
«Министерство неджентльменских дел» — крепкий проходной фильм, не вызывающий претензий и замечаний до тех пор, пока вы не узнаете, кто его постановщик. Как говорили в фильме «Большой куш»: «- Я тебе не верю! — А я тебя и не убеждаю».
Текст: Евгения Савкина