26 мая на фестивале «Молодёжь. Театр. Фест» на сцене петербургского ТЮЗа показали камерный спектакль Нижегородского ТЮЗа “Метель, шинель в портфель”. Режиссёр Максим Меламедов решил объединить два произведения из школьной программы и показать их в одной постановке. Как объясняется в ходе самого спектакля — Пушкин и Гоголь дружили, и им, наверное, понравился бы такой ход.
Объединение таких разных произведений — задача достаточно непростая. Но Максим Меламедов решает её просто — одни и те же актёры, минимальное количество декораций, одинаковые визуальные решения и общий диапазон театральных интонаций. На сцене стоят только две длинные скамьи. С этого начинается первая часть “Метель”. Зритель узнает историю первой любви, которая заканчивается неудачным побегом на тайное венчание. Но не все так просто. Радует, что перед нами не чинные герои, претенциозно разговаривающие и медленно плывущие в исторических костюмах по сцене. К школьникам, основной аудитории спектакля, обращаются авторы постановки, перед ними предстают живые и непосредственные в своих чувствах герои. Сварливые и несговорчивые родители тоже умилительны в своей стариковской брани и чрезмерной заботе.
Бравый жених Владимир (Фирсов Алексей) открывает свой характер постепенно. Если сначала он, кажется, трепетно и беззаветно влюблён, то дальше мы видим человека своенравного и жестокого. Одна из самых душераздирающих сцен этого спектакля — избиение заплутавшей в пурге лошади. Здесь лошадь символично играет та же актриса, что и возлюбленную Владимира — Марью Гавриловну (Кондрина Кристина). В старой потрёпанной меховой шапке, на дрожащих ногах, «лошадь» пытается идти дальше, а на неё все сыпятся и сыпятся удары. Но она будет спасена милосердным провожатым. Сама история не застывает в диалогах, а движется в порывах актёров, в вихрях бумажной метели, что напрочь сметает скуку, которая иногда прокрадывается в спектакли по школьным произведениям.
Второй акт спектакля отдан гоголевской “Шинели”. Ожидаешь увидеть что-то мрачное и угрюмое. Однако здесь Акакий Акакиевич (Соколова Юлия) выходит очень милым, но попавшим в удручающие обстоятельства человеком. Шинель становится одушевлённым предметом — она предстаёт заботливой и нежной девушкой, по-матерински укутывающей “маленького человека”. Все герои, которые казались злыми по отношению к Башмачкину, здесь смягчены. Они вроде как все пытаются помочь, но не могут опять в силу каких-то обстоятельств. Чиновники и грабители — просто “мальчишки, хулиганы”. Режиссёр искусственно ничего не нагнетает, а скорее приглушает до уровня светлой печали. Снова здесь герои кружатся в бумажной метели, но их уже пронизывает неприветливый климат Петербурга. Конец будет тих и трагичен.
После просмотра спектакля можно уверенно сказать, что Нижегородский ТЮЗ привёз историю, которая будет близка школьникам, и повернёт к ним “сухую программу литературы” чувственной стороной, заманит интригой сюжета. При этом всё сохранено в целостности: и мотивы, и текст.
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Андрей Абрамов