В конце мая в театре Ленсовета режиссёр Роман Кочержевский выпустил спектакль “Недоросль”. Это произведение нечасто встретишь на театральных подмостках. Роман смело берётся за историю, написанную Фонвизиным два с половиной века назад. Со школы многим помнится устаревший язык героев и их крылатые реплики, которые прочно вошли в русский язык. Тем интересней посмотреть, как режиссёр приноровит сюжет к современному зрителю. Здесь даже можно увидеть линию переоткрытия классики, ведь до этого Роман успешно поставил “Обыкновенную историю” Гончарова.
Основным приёмом для приближения зрителя к “стародавней комедии” создатели выбрали эстетику современного графического романа. В этом помогает сценография: вертикальные пустые окна страниц, наклонный помост сцены и небольшое количество сценической мебели. На белые листы проецируется созданная художником Игорем Домашкевичем видеографика — чёрно-белые рисунки, напоминающие гравюры. Актёры тоже периодически эффектно замирают в позах, отчего возникает полное ощущение оживших иллюстраций.
От кино в спектакле присутствует динамика — напряжённые сцены перекидывания фраз сменяются романтическими сценами в стиле Диснея. Актёрские работы в спектакле яркие и запоминающиеся. Г-жа Простакова (Ольга Муравицкая) — стальная женщина, которая способна и тумаков надавать, и словом убить. Она расчётлива и хитра, но внутри безгранично ранима, правда, эта тонкая душевная организация открывается только в конце.
Скотинин (Александр Новиков) — великовозрастный жених с огромным букетом алых роз наперевес. Он остр на язык, прямолинеен, но неглуп. Вместе с Простаковой они создают занятный дуэт, за их перепалками наблюдать смешно и интересно. Митрофан (Фёдор Федотов) — самодовольный нарцисс с повадками современной золотой молодёжи. Выглядит и ведёт он себя вполне эффектно. Софья (Виктория Волохова) смотрится как нежная принцесса, только открывшая для себя мир любви тургеневских барышень и французских романов. Она — существо трепетное, которому сопереживаешь в моменты торгов за её сердце. Стародум (Евгений Филатов) кажется и вовсе сказочным дедушкой. Он заводит душевные разговоры со своей племянницей, душеспасительные беседы с другими героями. Это герой — проводник морали в этой истории. Правдин (Александр Крымов) полностью оправдывает свою фамилию: он пытается вывести хитрую хозяйку дома на чистую воду и распутать это тёмное дельце с крепостными. Повадки у него — как у спецагента, под прикрытием, даже в какой-то момент появляется доска с “членами банды”.
Простаков (Олег Сенченко) — типичный муж-подкаблучник, который в конце даже надевает кокошник, как девушка из терема, несмотря на то, что имеет знатную окладистую бороду. Кажется, что именно такие бороды любил рубить топором царь Петр. Весь этот парад типажей завершает псевдоучитель Вральман (Иван Шевченко), который сошёл прямо из ролика youtube. С удовольствием наблюдаешь, как он водит за нос недалёких обитателей семейства Простаковых, изображая образованного немца.
Яркие, чётко очерченные персонажи, вынесенная на первый план событийная линия произведения, световые акценты и эффектное мультимедиа помогают режиссёру донести до современного зрителя сюжет и основные моральные дилеммы персонажей. В спектакле сохранено комедийное начало пьесы Фонвизина. Единственное, что оставлено в стороне, так это социальная острота произведения. Не до конца становится ясно, за что же собственно лишают Простакову её крестьян. Спектакль “Недоросль” получился отличным примером переосмысления классики, где современная форма помогает лучше проникнуть в основополагающий замысел произведения.
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Юлия Кудряшова