В начале апреля около тысячи гостей посетили трехдневный проект «Дом Радио. Транзит», приуроченный к закрытию на ремонт исторического здания на Итальянской, 27.
Для начала разберемся в терминах:
Дом радио — это историческое здание в Петербурге на Итальянской, 27;
Дом Радио — это междисциплинарная культурная институция и резиденция musicAeterna.
Будем внимательны к регистру и уточним, что Дом радио уходит на ремонт до конца 2026 года, а Дом Радио планирует работать непрерывно на гостевых площадках и в коллаборациях.
Проект «Дом Радио. Транзит» стал не столько подведением итогов четырех лет резидентства musicAeterna в Петербурге и выросшей вокруг него институции, сколько проекцией в будущее. Организаторам важно было продемонстрировать интенсивность, многовекторность и доступность, которые будут определять программу Дома Радио уже после ремонта.
6 и 7 апреля Дом радио был открыт гостям с 10 утра до 8 вечера. По бесплатной регистрации были доступны многочасовой сеанс короткометражных фильмов, библиотека-фонотека, инсталляция в студии Тесла и artist talk с ее автором, камерная видеоинсталляция, два Пляса и три Распева, мастер-класс по созданию шумового синтезатора, открытая репетиция труппы MA Dance, концерт любительского хора «Большой распев», премьера фильма о Доме Радио, перформанс-променад «Поме жутки», концерт-мистерия «Бикапо», а также несколько чайных и точки продажи выпечки и конфет. Отдельно можно было купить билеты на медиации — прогулки по зданию (включая ночную), перформанс Ольги Цветковой и концерт электронной музыки «Башня из слоновой кости», который завершал программу поздним вечером 8 апреля.
В плотном расписании событий не оказалось ни одного, связанного с инструментальной академической музыкой (пусть даже камерной и/или новой): сначала в программе стоял концерт под руководством Теодора Курентзиса, но после переноса дат исчез. Это логично: дни «Транзита» совпали с исполнением musicAeterna оратории И. С. Баха «Страсти по Матфею» в Филармонии. Чего не хватило «Транзиту» — так это, пожалуй, встреч в рамках Лаборатории современного зрителя, приуроченных к «Страстям» (в этот раз они прошли только в Москве). Надеемся, в послеремонтном будущем Лаборатория вернется в Петербург, а для камерных инструментальных концертов будут возможности.
Расскажем же подробнее о том, что в «Транзите» состоялось. Я начала осмотр со студии Тесла, где совсем недавно была выставка экспериментальных электроакустических инструментов. Теперь же среди радиопередатчиков разместилась инсталляция no saving available художника Алексея Громова и звуковых художников Виктории Харкевич и Егора Ананко. Это несколько «бетонных» блоков, пронзаемых довольно мультяшными молниями. В молнии бьют молоточки, извлекая звук, а интонацию самой скульптуры можно ощутить через вибрацию.
Видеоинсталляция «Утробность» целой группы авторов: Дины Верютиной, Арины Нагимовой, Германа Строганова и Элины Лебедзе, разместилась в крошечной комнатке на уровне пятого этажа и сразу напомнила мне о «Летней выставке» 2021 года, когда это помещение также использовалось для видеоарта. Будто фарфоровые, обнаженные герои «Утробности» зациклены в попытке укрыться в гнезде безопасности. Тут надо отметить, что телесность и ее безопасность стали для меня лейтмотивом всего проекта, во всяком случае, того пазла событий, что сложился у меня.
Перформанс Ольги Цветковой назывался Lux inferno, а его жанр был определен как танц-хоррор. Перформеров было двое: сама Ольга и первая скрипка оркестра МА Ольга Артюгина. Зрителей поместили в центр зала, а хореограф и музыкант двигались вокруг, меняя роли и обличья. Центральным образом был выбран симулякр, поэтому тела растворялись в отражениях и отпечатках, а источник звука (живая скрипка или запись) никогда нельзя было определить наверняка. Композитором выступил Алексей Сюмак, а художником по звуку Кирилл Архипов. Особо хочется отметить работу видеохудожника Моргана Королькова и художника по свету Анатолия Ляпина — эффектность действа во многом зависела от точного попадания проекций в артисток.
Завершить первый день я решила Плясом. Пляс, как и Распев — это открытый формат коллективных практик в Доме Радио, но если для участия в Распеве надо уметь читать ноты и знать свой тип голоса, то для Пляса никаких навыков не требуется. Почти два года Валентина Луценко создавала в пространстве Пляса атмосферу доброжелательной безопасности, где каждому была доступна гармония с собственным телом. Последний в сезоне Пляс случился в необычном месте — в фойе второго этажа. Подразбитый паркетный пол и расположение на стыке лестниц и коридоров немного сковывало движения, зато само фойе удалось прожить совершенно по-новому.
В целом, первый день напомнил по вайбу «Ночь музеев» — потоки гостей, усиленно вчитывающихся в расписание и курсирующих по этажам, увеличенный штат капельдинеров, мужественно справляющихся с более чем 10-часовым рабочим днем. Сохранилось это сходство и на вторые сутки, но уже с иной стороны: ажиотаж и живые очереди. Я вовремя сообразила, что на променад «Проме жутки» лучше прийти за полчаса до начала. И это того стоило — постановка Германа Строганова и Валентины Лученко оказалась самым глубоким впечатлением этих дней и самым удачным сайт-спецификом, виденным мной в Доме радио. Здесь не было прямой работы с документом, воссоздания сцен из прошлого, но было поймано настроение места, в лучшей из его фаз. И тут я острее всего жалела о строгом запрете на фотосъемку — такие моменты хочется ловить себе лично. Мы шли привычными и незнакомыми коридорами, промчались сквозь трехцветную комнатку со свежевыкрашенным ярко-розовым потолком, наблюдали за Белым Котом, следовали за серебряным шариком, попутно увели Еву из рая (и, надеюсь, способствовали ее превращению в ботичеллевскую Венеру), прошли искушение чурчхеллой и попали на лекцию к Глебу Ершову.
Заключительным пунктом моего маршрута стала студия им. Сергея Параджанова, где нон-стоп крутили видео-арт (удивительная коллекция! Куратор направления — Даша Чернова) — оказалось, что, если никуда не спешить, не быть ограниченным форматом выставки, такие короткометражки крайне любопытны. Затем в этом же зале представили премьеру получасового фильма о Доме Радио от NOIR FILMS, которые снимали его все 4 года. Фильм добавил ретроспективного взгляда проекту и стал самостоятельным документом эпохи. Обещают, что вскоре он будет доступен онлайн.
Остается отметить, что в наше время далеко идущие планы — дело, конечно, ненадежное. Даже сам проект «Дом Радио. Транзит» пришлось переносить с 31 марта и 1 апреля на 6-8 апреля, правда, за счет этого он был расширен на дополнительный день. С другой стороны, 2,5 года кажутся серьезным сроком в прямой перспективе, а вот в обратной — 2021 будто на расстоянии вытянутой руки. Будем ждать возвращения Дома радио и надеемся на скорые подробности о коллаборациях и гостевых площадках Дома Радио.
Текст: Лиза Ординарцева