МАРИЯ МУКУПА: «Я ДОЛЖНА ПОЛЮБИТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАЮ»

Мария Мукупа – театральная актриса, номинант премии «Золотая Маска», солистка театра «Зазеркалье» и участница творческого объединения барных спектаклей » КУЛь». Мы поговорили с ней об актерской профессии, жизни в Африке и работе в «барном» театре.

ОКОЛО: Ты училась в Нижнем Тагиле не на вокальном отделении, а на теоретическом. Почему так?

Мария Мукупа: У меня с детства были вокальные данные, в этом плане я — в папу. Он вокалист-самоучка с очень красивым тембром, пел в ВИА, тогда это было модно, и играл на гитаре. Я пела в хоре, с отличием закончила музыкальную школу по классу фортепиано, и педагоги посоветовали мне учиться дальше.

Выбор, куда пойти дальше был невелик: пианист, теоретик или дирижер-хоровик. На вокальное мне не хотелось, на фортепиано был огромный конкурс.

Я выбрала теоретическое отделение, решила, что петь могу в любой момент. В итоге, был период, когда я совмещала оба отделения: училась на теоретическом и участвовала во всех театральных постановках на вокальном. Играла Марию Магдалину в “Учителе из Назарета”, Денизу де Флориньи и мадам Коринн в “Мадемуазель Нитуш”, с музыкой нашего композитора-теоретика Владислава Трапезникова, Маргариту в моноспектакле по “Мастеру и Маргарите”, и моноспектакль по поэзии Юлии Друниной. Играла бабок-ежек в елках, выступала на конкурсах чтецов, была очень активно занята везде и очень много сделала, пока училась. Стала лауреатом стипендии мэра города Н.Н. Диденко, а позже и губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя.

ОКОЛО: Как ты попала в Петербург?

Мария Мукупа: После окончания учёбы у меня было два пути: пойти педагогом в родную музыкальную школу или ехать в консерваторию в Екатеринбург, поступать либо на теоретика, либо на вокалиста. О Петербурге заранее не думала, все сложилось по стечению обстоятельств. В гости в училище приехала солистка “Зазеркалья”, и я ее расспросила, узнала, что в этом году есть набор в РГИСИ на курс “артист музыкального театра”.  Я загорелась этой идеей и зимой съездила в Питер, показалась А.В. Петрову. Конкурс был лютый, 400 человек на место, и я поступила на бюджет.

ОКОЛО: Ты знала сразу, что поступишь?

Мария Мукупа: Нет, я знала, что есть люди, которые увереннее себя чувствуют и поют лучше меня, поэтому такого ощущения не было. В училище я привыкла быть первой…А тут все по-другому. Тогда мне было сложно оценить себя и свои способности, казалось, что я не так хороша. Учиться поначалу было непросто, я чувствовала себя не в своей тарелке. После Тагила я оказалась в чужом городе, в незнакомой обстановке, в других учебных условиях, плюс начались сложности в личной жизни.

Все это привело меня к нервному срыву, и я попала в больницу на три недели. Пропустила экзамены, набрала вес. Думала, что я пролетаю как фанера над Парижем, понимала, что отчислят, но этого не случилось.

Возможно, меня не отчислили, потому что мастер видел потенциал и понимал, что мне нужно время раскрыться, что неуверенность со временем пройдет. Я чувствовала, что он в меня верит. Он давал мне очень важные роли, я переиграла во время обучения много интересных вещей, и это была очень хорошая профессиональная школа.

Мое мировоззрение очень поменяла поездка в Африку, где я увидела другую сторону жизни.

ОКОЛО: Расскажи про Африку. Как ты туда попала и что ты там делала?

Мария Мукупа: В 2012-м муж окончил университет и должен был вернуться на родину, в Замбию. Он агроном и ландшафтный дизайнер, а там круглый год лето, все условия для работы. Нашей старшей дочери было полгода, я была в декрете, поэтому не придавала этой поездке большого значения.

Когда мы приехали, муж полтора года сидел без работы, у нас родилась вторая дочь. В какой-то момент возникла идея устроить меня в школу при посольстве РФ музыкальным руководителем. У них было 4 синтезатора и не было ни одного педагога, но мне так и не удалось там поработать. Мужу предложили работу на севере Замбии и нужно было переезжать, работать я начала уже в Намибии.

Север Замбии – это река Замбези, песчаная почва. Не самые лучшие условия для агрономов, и не самые подходящие для семьи с 2-мя детьми. Мы долго не могли найти безопасного и удобного жилья. Отличный вариант нашелся на границе Замбии и Намибии: гостиница, состоящая из отдельных домиков. Ей владел выходец из ЮАР, и жили там, в основном, его белые земляки. У нас был большой комфортабельный дом на берегу реки — из окна видно, как бегемоты заходят в воду. Ночью они выходили, жевали что-то под окнами и уходили обратно. На территории гостиницы работала школа для детей постояльцев.

Однажды там заболел учитель, меня попросили провести занятие для детей детсадовского возраста, и я на английском языке занималась с ними рисованием и развивающими активностями. Потом заболел педагог в средних классах, и я преподавала географию Намибии.

Старшую дочь я брала с собой, ей было уже 2 года, а младшая оставалась с домработницей-африканкой, которая приходила убираться и стирать белье. Местные женщины очень быстро стирают на руках, у нее за час — гора чистого белья, у меня — одно полотенце, поэтому муж пригласил ее помогать. Это была жена садовника, ее звали Качана. Она стирала и как-то занимала мою мелкую, готовила.

Потом меня пригласили в американскую миссионерскую школу-интернат, где жили африканские дети. Им нужен был педагог — музыкант. Я преподавала сольфеджио, хореографию, ставила с ними мюзиклы, например “Звуки музыки”, “Петю и волка”. Им очень нравилось.

Параллельно я давала частные уроки для детей. Вокал, сольфеджио, хореография, все пользовалось очень большим спросом. В какой-то момент родители моих учеников предложили мне “масштабироваться”: арендовали дом с бассейном и отдельной студией, где был станок и большие зеркала, и мы открыли театрально-музыкальную школу.

Все шло хорошо, но у нас с мужем начались проблемы с визой, консульство не помогло нам их решить. В итоге мы сначала вернулись в Замбию, а потом мне пришлось поехать в Россию. Конечно, было обидно оставлять налаженную жизнь: студия только появилась, возникла стабильность, у меня была крутая репутация и перспективы.

ОКОЛО: Что тебя поразило, когда ты приехала в Африку?

Мария Мукупа: Грязь вокруг, бесконечный мусор. Мы жили на красивой ферме, а вокруг — бедный район с бараками. Там вместо двери — шторка, а в Африке малярия и каждый 60-й комар — малярийный. В семье обычно несколько детей, очень большая младенческая смертность именно от малярии. Обувь только у младшего, потому что он за всеми донашивает, бегают все босиком, играют в футбол мячом, сделанным из пакетов.

Светает рано, и они бегают-галдят, у них магнитофоны, колонки, оттуда несется разная музыка.

Плодородная красная земля — вся в упаковках из-под чипсов, в пустых бутылках. Пьют дети разведенный концентрат вроде “Юппи”, который у нас продавали в 90-х. Едят чипсы из кукурузы, с жутким красителем. У ребят, с которыми я занималась все руки были в нем. Сразу было понятно, он с сыром чипсы ел или с беконом.

Меня удивило, что женщины ходят с чулком на голове, который закрывает прическу, и местные объяснили мне, в чем дело. Тогда была в моде Рианна, и у всех баб была “стрижка” ”под Рианну”: кудрявые волосы заплетены в косы и к ним зацеплен выстриженный парик из бычьего хвоста, челка окрашена в какой-то цвет. Парик скрепками крепится к своим волосам, а сверху — чулок, чтобы волосы не растрепались. А когда муж идет с работы — она чулок снимает, и все — раз — и королева! Всех детей помыла, намазала вазелином парфюмированным, кастрюли начистила, все дети стоят, лоснятся, такие чистенькие…

Кроме грязи поразила дикая бедность. Курица на ужин – это событие в доме. Идет батя с работы, несет за ноги курицу или петуха. Дальше — все сами, начиная с ощипывания. Дети все умеют — готовить, убирать. Сварят они эту курицу, отцу положено отдавать спинку, детям – ножки-крылышки, а матери – ну, если что-то досталось, то хорошо.

ОКОЛО: Через 3 года ты вернулась в Россию. Ты была рада?

Мария Мукупа: Очень. Я вернулась и пошла к работать в “Зазеркалье”, еще будучи в декрете. Все круто завертелось. Кроме “Зазеркалья” было еще несколько работ: вокал, преподавание английского в частной школе. Я определила старшую в садик. Первый год после приезда был сумасшедший.

Я была такая голодная до работы, что даже роль в ансамбле, какой-нибудь “пятый гриб”, я играла так, будто это — смысл моей жизни. Каждый эпизод, каждая небольшая роль приносили мне огромное удовольствие, я придумывала что-то интересное в каждой работе, чтобы все персонажи были “наполнены”. Играя такие роли, я настолько отточила свое актерское мастерство, что получила номинацию на “Золотую маску”.

Ученица А.В. Петрова, Анна Снегова, поставила мюзикл “Путешествие муравьишки, или от рассвета до заката.” Детский спектакль на час в 2022 году получил 6 номинаций на “Золотую маску”. Меня номинировали за роль Водомерки в категории “Лучшая женская роль второго плана”. Мы съездили в Москву и, хотя мы не получили премии, это был интересный опыт, когда мы, маленький детский мюзикл, стояли в одном ряду с “Шахматами”.

ОКОЛО: Как ты начала сотрудничать с творческим объединением “КУЛь”?

Мария Мукупа: Коля Пинский, мой коллега по “Зазеркалью” как-то подошел ко мне и спросил, хочу ли я поработать в барном спектакле. Это был “Не кормите и не трогайте” по Аствацатурову. Мы очень быстро нашли общий язык с режиссером Настей Лепинской. Потом она начала работать над “Машей” по Елизарову, и у меня появилась еще одна роль в “КУЛе”. Потом была Ирка в “Бедной девушке”…

Сейчас я музыкальный руководитель творческого объединения “КУЛь”. У нас были новогодние сказки, есть квартирник, где я рассказываю про Африку в том числе.

ОКОЛО: Чем отличается для актера пространство бара от пространства традиционной сцены-коробки?

Мария Мукупа: В театре чаще есть “четвертая стена”, а в баре, наоборот почти все завязано на интерактиве. Это совершенно другое существование, ты в любую секунду можешь отреагировать на оценку из зала. Это иммерсивный театр, здесь зритель вовлечен в действие.

Мне очень нравится этот формат, он приносит много удовольствия, и я отдыхаю душой. Бывает, что мы приходим, отыграв несколько спектаклей в других местах. У меня случается, что в баре – это мой 4-й выход за день, потому что утром я играю детские спектакли.

ОКОЛО: Расскажи байку, например, про “Не кормите и не трогайте”. 

Мария Мукупа: На “Пеликанах” у меня черное короткое платье и колготки в сетку. Поскольку пространство бара камерное, мы играем очень близко, много движения, бесконечно “сверкает” нижнее белье. И вот, после одного спектакля ко мне подошла зрительница, очень восхищалась, а потом говорит: “Но трусики вам так не идут!

ОКОЛО: Как Настя Лепинская репетирует?

Мария Мукупа: Мне очень нравится. У нее богатый ассоциативный ряд, как режиссер она решает любую сцену не примитивно, не “на поверхности”. Настя отличный интерпретатор. Она всегда приветствует актерские идеи, а я очень люблю “приносить” что-то. Как и в любом театре, у нас есть читка.

ОКОЛО: Чем ты вдохновляешься?

Мария Мукупа: Я непременно должна полюбить то, что я делаю. Какую бы мне ни дали роль. С самого моего появления после Африки – я во всем кайфую. Я вдохновляюсь музыкой, и классической, и современной, абсолютно разными жанрами. Я очень люблю красивую музыку.

Вдохновляют мои дети. Я благодарна им за поддержку, за их бесконечную мудрость, за то, что они есть у меня. Какая бы уставшая я ни была, вечером обожаю приходить домой, садиться с ними за стол и обсуждать, что у кого произошло за день – это наш маленький семейный ритуал. У девчонок есть две крысы – белая и черная – Джуни и Милка, они за ними ухаживают. Мы ходим вместе гулять, они обожают активный отдых, сейчас осваивают пенниборды, катаются на велосипеде, когда я делаю утреннюю пробежку, очень любят аквапарк. Я жду того момента, когда им станут интересны музеи. В “Зазеркалье” они уже все пересмотрели. Обожаю смотреть с ними хорошие мультики и фильмы, обсуждать, делиться впечатлениями.

ОКОЛО: Твой насыщенный график позволяет тебе ходить в театры?

Мария Мукупа: Да, я очень это люблю, с удовольствием хожу и на музыкальные, и на драматические спектакли. Люблю ходить к коллегам, всегда прихожу с цветами. Обожаю смотреть на видео “старые” спектакли: “Сатирикон”, “Современник”, БДТ, Театр Моссовета… Раневская, Плятт, Басилашвили, Волчек, Гафт, Неелова, все корифеи сцены вдохновляют меня.

ОКОЛО: Твой любимый спектакль в Питере?

Мария Мукупа: Если бы у меня было больше свободного времени, я бы ходила на все спектакли, на которые могу. Я обожаю балет и оперу. Этим летом мне повезло попасть на “Нюрнберских мистерзингеров” Вагнера — потрясающая пятичасовая опера, незабываемое впечатление.

Когда-то мне посчастливилось послушать концертную версию “Преступления и наказания” Артемьева, в большом зале Филармонии, я не слышала ничего лучше. Артемьев еще тогда был жив, он сам присутствовал.

Мне очень нравятся “Дама пик”, мюзикл “Петр Первый”. Недавно была в МДТ на спектакле Яны Туминой “Где нет зимы”, мне очень нравился “Московский хор” с Татьяной Щуко в МДТ.

На драматические спектакли я хожу редко и хочу наверстать. БДТ, Ленсовета, театр на Литейном, очень хочется на “Гекатомбу”. Столько всего хочется увидеть… и не только в Петербурге — я бы с удовольствием посмотрела спектакли в Москве, если бы не мой напряженный график.

Беседовала Полина Зонова

Фото: Ильдар Бабиков и личный архив актрисы

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения