19 апреля в ТЮЗе имени А.А. Брянцева премьера — спектакль «Ретро» Александра Лебедева. В ролях: заслуженный артист России Сергей Жукович, народная артистка России Антонина Введенская, Мария Соснякова, Василина Стрельникова, Радик Галиуллин и Алиса Золоткова. Главный режиссер Омского государственного музыкального театра и Новосибирского Драматического театра на Левом берегу ставит пьесу Александра Галина, написанную в 1979 году. В центре внимания — взаимоотношения детей и родителей. Что скрывается за комедийной ситуацией, попыткой женить главного героя? Причем тут Юнг и в каком жанре будет сделан спектакль? Обо всем этом читайте в нашем интервью с режиссером.
Александр, вы впервые ставите на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. Какие работы в Петербурге выпускали ранее?
В начале 90-х я сотрудничал с театром «Особняк», Оперной студией Римского-Корсакова, где выпустил «Пиковую даму», Приютом комедианта, где поставил мюзикл «Монахи». Долгое время был художественным руководителем театра «Ладонь», у нас был спектакли: «Пинежский Пушкин» и «Варвара Ивановна» по сказкам Б. Шергина, постановка «Голуби». Работал на телевидении, радио. Потом возникла возможность ставить в провинции, и я отправился туда.
Почему вас заинтересовала пьеса «Ретро» Александра Галина?
Мне нравится язык автора — с одной стороны, он вроде бытовой, но в то же время — графичный, четко выверенный. Интересна тема — эта пьеса про одиночество и выход из него. Я считаю, что одиночество и депрессия рождаются от незрелости, незнания себя. Главный герой, Чмутин, произносит монолог, в котором размышляет о том, что душа на всех одна. По сути, это философия Юнга о коллективном бессознательном. Юнг считал, что смысл жизни человека — стремление познать свою темную сторону. В пьесе это есть — монологи выстроены таким образом, что человек сбивчиво начинает говорить одну мысль, перескакивает на другую — словно у него расщеплен разум. Герои встают на путь самопознания, а за этим всегда интересно следить.
На первый взгляд кажется, что пьеса абсолютно бытовая…
Пьеса многослойная, по сути, это комедия положений — ситуация, в которой оказываются персонажи, комична — три невесты приходят одновременно на смотрины к жениху, который ни о чем не догадывается, это настоящий анекдот. Но постепенно бытовая пьеса оказывается философской притчей. Кровельщик, где ты Юнга прочитал? Чмутин — кровельщик поневоле, на самом деле он поэт. Каждый персонаж пьесы довольно объемный. И, что важно, несмотря на то, что главные действующие лица — люди преклонных лет, это произведение про молодых. Главное перерождение происходит с ними. Сюжет этой истории подтолкнул их к осознанию того, что они живут неправильно, и принятию истинных ценностей жизни.
В одном интервью вы сказали, что смех — самый мощный инструмент объединения зрителей и артистов. Какие оборотные стороны он имеет?
Смех довольно опасен тем, что можно уйти в него полностью. Галин не писал остротами и репризами, смешна сама ситуация. Мне хочется раскрыть комедийность в следующем ключе, как сказал Фазиль Искандер: «чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путем, и будет настоящим юмором».
Александр, кто в вашей команде?
Я работаю с художником-постановщиком Вячеславом Видановым, у него огромный опыт работы в театре и кино, множество успешных постановок. Мы воссоздаем эпоху времени написания пьесы — конец 70-х годов. Чтобы понять логику персонажей, того же Леонида, необходимо погружение в контекст. Сейчас бизнесмены средней руки вызывают восхищение — это рисковые, самостоятельные люди, которые строят новое общество. А в ту эпоху Леонид — порицаемый персонаж, и это создает определенную гамму отношений, провоцирует внутреннюю озлобленность героя. Если не восстанавливать эпоху, непонятна логика персонажа. И это касается всех героев. Помимо всего прочего, важно помнить, что прошло 35 лет, как кончилась война, старики — фронтовики, а Леонид и Людмила — дети войны, которые тоже впитали в себя эпоху братства и единения.
Жанр, в котором мы работаем, — лирический реализм, все монологи мы кладем на музыку композитора Олега Михайлова, автора десятка мюзиклов, идущих по стране и джазового пианиста. Свет ставит Ирина Вторникова, мы с ней делали несколько спектаклей ранее, и это чудесное совпадение, что она работает в ТЮЗе. Вообще, я считаю, что театр — это искусство коллективное, актер — полноценный соавтор спектакля. Я рад знакомству с актерами ТЮЗа, думаю, что постановка меня обогатит, а в этом и заключается смысл работы на другой площадке — приобретении творческого и человеческого опыта.
Беседовала Елизавета Ронгинская
Фото пресс-службы