Для своей новой постановки в театре им. В.Ф. Комиссаржевской Роман Габриа взял пьесу Тургенева “Месяц в деревне” (премьера — 25 марта), этакий любовный четырёхугольник, который развивается на фоне усадебной жизни. Автор пьесы обозначил это произведение как комедию.
Тургеневские барышни смотрят с портретов, которые мелькают на экранах. На сцене расставлены деревянные шезлонги и сидит полуобнажённый юноша в позе лотоса, тёмные очки закрывают его глаза. Звучит приглушённый звук и парень начинает протяжно на манер народных песен петь “Туман” группы «Сектор газа». Вот такой зачин придумал режиссёр перед началом действия. Позже юноша Беляев (Василий Гетманов) уточнит, что это были утренние аффирмации. Экраны показывают лесные заросли — деревья, обвитые мхом и лианами, папоротник, заросли кустарников. Создаётся полное ощущение жаркого, душного лета с влагой, висящей в воздухе. Жужжат насекомые, вдалеке слышится голос кукушки.
Выходят герои и рассаживаются по шезлонгам. Ракитин (Владимир Крылов) упражняется в игре на виолончели. Наталья Петровна (Евгения Игумнова) томно лежит на солнышке. Единственное движение здесь происходит только от мальчика Коли (Клим Скоробогатов) и суетного нового учителя мальчика. Ведутся обыденные разговоры, ах, как всем лениво жить. Где-то в глубине сцены прокрадывается, оглядываясь по сторонам, Фавн с оленьими рогами. Дух леса или самой природы, которая смотрит на творение человеческое среди своего леса. Появляется воспитанница Верочка (София Большакова) — современная юная девушка, отнюдь не романтичная, а протестная натура в модной шляпе. Поднимается занавес и на сцене обнажается стеклянная конструкция, которая раньше была скрыта. И тут же актёры занимают в ней места. Что это? Современный скандинавский дизайн усадьбы? Террариум, в котором герои занимают статичные позы, как ящерицы под светом тёплой лампы. Кто из них ядовитый? Кто маскируется, а кто будет съеден? А, может, это вовсе витрина экспозиции зоологического музея, где мы видим виды редких животных и фауну родного края. Возле стеклянных стен мальчик Коля играет с радиоуправляемым ёжиком.
Любовь, которая, казалось бы, должна занимать героев, здесь отсутствует в явном виде. Муж Натальи Аркадий (Александр Большаков) — человек дела, жену любит, но каким-то обыденным фоном. Что вполне укладывается в его стиль жизни. Ракитин (Владимир Крылов) — богемный оригинал, больше друг, чем поклонник Натальи Петровны, его любовь отболела и прошла. Лишь иногда в порыве ревности он откидывает прядь волос и отправляется упражняться на виолончели. Беляев оказывается выше любви, как Петя Трофимов из «Вишнёвого сада». Главная героиня же ощущает вспышку страсти и влюблённости, а отнюдь не первую любовь. Её меланхолия видится как переживание кризиса личности, который находит исход в увлечении молодостью. Ей хочется быть молодой, поэтому она зажигательно танцует с учителем под «Life is Life», отдаваясь моменту. Наталья учится холотропному дыханию и утренним аффирмациям. Она прячется от настоящих проблем и жизни в эту выдуманную любовь. “Наташа, ты слышишь?” — будут спрашивать её близкие в момент принятия ответственного решения.
На сцене запускают огромного разноцветного змея, похожего на ската. И, кажется, вот-вот, обитатели усадьбы стряхнут с себя дремоту “волшебного леса”. Возникает предчувствие, что дальше мы увидим человеческие трагедии, но такого не происходит. Всё будто снова возвращается на исходное место, и внешне только уйдет цвет из жизни. На экранах транслируется чёрно-белый лес, с перебивками портретов героев. Пространство становится похожим на пещеру, а воздушный змей прозрачным пузырём висит над сценой, запускаемый героями.
Страшная по своей сути история сватовства соседа Большинцова (Анатолий Горин), пенсионера в коляске, к юной Верочке выведена фарсом. Здесь Большинцов — не последний человек, из поколения бывших партийных работников. Любит он всё красивое, но очень давно не произносил слов любви. Зато он может говорить словами “колец с бриллиантами”. Сватать и наставлять его берётся доктор Шпигельский (Георгий Корольчук), алчный и хитрый, похожий на престарелого модельера. Он отлично доводит дело до “счастливого конца”. Ситуация неравного брака высмеивается режиссёром отчётливо, весь комизм её доведён до максимума. И это позволяет передохнуть от философских споров других героев.
В пьесе мало поворотов событий, всё действие происходит в разговорах от столкновения точек зрения на основные жизненные понятия — любовь, дело в жизни, свобода, семья. Режиссёр очерчивает различия поколений в этих моментах, сталкивая их в яростных спорах, пытаясь исследовать момент понимания и отторжения между ними. Поколение 60-летних, поколение 40-летних, поколение 25-летних и поколение 17-летних: все они осмыслены режиссёром и представлены в этой постановке. А каким же будет новое поколение? Роман Габриа не берётся предположить, ведь в конце спектакля Колю из террариума уводит загадочный Фавн. И только Наталья Петровна надрывно кричит: «Где Коля? Где Коля?». Ждёт ли нас новое потерянное поколение?
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Олег Стефанцов