24 и 25 марта в Театре имени Комиссаржевской состоится премьера — будет поставлена одна из самых известных пьес русского классика Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Парадокс в том, что эта пьеса уже была поставлена в этом театре 26 лет назад и имела громкий успех как у зрителей, так и у театральной общественности. Трагический излом Натальи Петровны в исполнении Татьяны Кузнецовой в режиссуре Валерия Гришко покорил театралов.
В 2014 году на экраны вышел фильм Веры Глаголевой «Две женщины», где Наталью Петровну сыграла актриса театра Комиссаржевской Анна Вартаньян, выступив в дуэте с Рэйфом Файнсом.
И снова пьеса возвращается на подмостки Театра им. В. Ф. Комиссаржевской в режиссуре одного из самых смелых современных режиссеров Романа Габриа. Что сегодня станет главным в этой пьесе для постановщика, какую любовную работу ведет современный человек, и что произойдет с классическим любовным тургеневским четырехугольником — узнаем из премьеры. В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Евгения Игумнова, Ольга Белявская, Елена Симонова, Александр Большаков, Анатолий Горин; артисты Владимир Крылов, София Большакова, Анатолий Журавин, Семён Авралёв, Василий Гетманов, Екатерина Карманова, Клим Скоробогатов.
«Тургенев — писатель-реалист, очевидный предшественник Антона Павловича Чехова. Предшественник во многом: в многофигурности сюжета, в плетении диалога, в подробном жизнеустройстве своих героев внутри «комнат пьесы». Даже в том, что вот-вот и — гроза… И в этой связи, он, конечно, очень манкий для театра автор. Как для актёров, так и для организации ежедневных бытийных событий, которыми мы занимаемся на данном этапе.
Тот узел сложных, глубоко психологических отношений в семье Ислаевых, который затянул Тургенев-драматург в своём «Месяце в деревне», — его разгадывать и разматывать дико интересно. Постигать.
Я, к сожалению, не могу ответить на вопрос, почему та или иная пьеса — долгожитель. Но то, что тема «Месяца…» откликается своими внутренними триггерами в сегодняшнем дне — абсолютно точно.
Кризис форм и проявлений любви в семье, приехавшей в отпуск в Подмосковье на дачу, своими острыми углами «протыкает» сегодняшнюю реальность. Из шкафов валятся скелеты, один за другим, но — мы ещё не открывали ящики и не смотрели на верхних полках.
Не важно, кто это: социал-демократы и разночинцы 19 века или сегодняшние уставшие друг от друга пары, которые боятся признаться, что давно уже спят в разных комнатах.
Успех этой пьесы в том самом фирменном психологизме лучших текстов русской драматургии.
Внятно.
Вечно.
Иронично.
И в то же время — тоскливо.
Смешно и грустно.
Признаюсь, что мы обострили сюжет, но не тронули оригинального тургеневского текста. Я позволил себе лишь небольшой перемонтаж. Но в целом, пьеса предстанет перед зрителем в своём привычном виде.
Как происходит со многими «вечными» сюжетами, на первый взгляд, кажется: «Эх! Им бы нашего современного психолога в дом, и всё бы как-то сложилось». Но это не так.
«Месяц в деревне» в меньшей степени даёт ответы, — больше вопросов…История ислаевского семейства, точнее — лишь одного дня из их жизни, только предлагает понаблюдать за происходящим.
Пересмотреть наши сегодняшние взгляды на любовь материнскую, супружескую, родственную и собственническую, — на всякую, — разве это не актуально?
Сейчас, по-моему, очень.
Иначе что-то произойдёт непоправимое, как в нашем спектакле» — Роман Габриа, режиссёр.