Александр Некрасов, директор музея «Царскосельская коллекция» и Ирина Федотова, научный сотрудник музея, представили книгу-исследование о художнике Сергее Романовиче — ученике Коровина и участнике объединения «Маковец» в KGallery 21 марта.
В начале 1920-х годов, в тяжелое для страны время молодое поколение московских художников, философов и литераторов объединилось под знаменем самых высоких задач в искусстве. В декабре 1921 года был основан Союз художников и поэтов «Искусство — жизнь», в который вошли Н. М. Чернышев, П. А. Флоренский, В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, Л. Ф. Жегин, Л. А. Бруни, К. К. Зефиров, В. Н. Чекрыгин, Н. В. Синезубов, Р. А. Флоренская, В. Е. Пестель, А. В. Фонвизин, А. В. Шевченко и другие.
Одним из активных учредителей нового общества выступил Сергей Романович, младший друг Михаила Ларионова, верный идее света как живого, творящего начала в живописи и «любви к действительности, ведущей к реализму в высшем смысле». Романович предложил концепцию названия журнала, затем перенесенную на само объединение, — «Маковец», в честь холма, на котором Сергием Радонежским была основана Троице-Сергиева лавра. В строгом соответствии с этой идеей прозвучала выбранная на обложку первого выпуска журнала общества гравюра Романовича «Возвращение блудного сына». На чистоту и ясность этого стратегического высказывания сразу откликнулся о. Павел Флоренский: «Мне все говорит название — я с вами».
Христианская тема — главное, чем живет искусство Сергея Романовича, продолжившего путь лучших русских художников. Приоритеты Романовича в искусстве, определяющие его лицо как художника, обозначились очень рано. Еще в Училище живописи он нашел свою «большую тему», обратившись к евангельскому сюжету беседы Христа и Никодима. Этой теме он был верен всю жизнь, не называя истину в слове, но в искусстве всегда оставаясь последовательным ее проводником. Пути Романовича в русском искусстве предпосланы пророческие слова из пролога к журналу «Маковец»: «Если наш образ высок в своей совершенной ясности, то… он является и верным уяснением и духа его породившего, и сердца всей современности».
Фото: Александр Шек