1 марта танцевальная труппа MusicAeterna Dance дважды показала перформанс Love Will Tear Us Apart на Новой сцене Александринского театра. Режиссёр – Анна Гусева, хореограф-постановщик – Анастасия Пешкова, художник-постановщик – Юлия Орлова, художник по свету – Анатолий Ляпин, звуковые художники – Виктория Харкевич и Егор Ананко.
После третьего звонка (до этого двери были закрыты) мы заходим в главный зал Новой сцены. Пол опущен на единый уровень, рядов зрительских мест нет. По центру – круговая конструкция, разделённая на 4 сектора. В каждом секторе – пара, он и она, на разных стадиях отношений: юные влюблённые (Елена Лисная, Максим Клочнев), утомлённые бытом (Айсылу Мирхафизхан, Тимур Ганеев / Айгуля Бузаева, Алексей Слуцкий), молодые родители (Алевтина Грунтовская, Евгений Калачёв), на грани срыва (Айгуля Бузаева, Камиль Мустафаев / Айсылу Мирхафизхан, Тимур Ганеев). С первых шагов (а зрителям предлагается свободно перемещаться вокруг сцены) я понимаю, что буду в восторге, и начинаю попытки ухватить и попутно анализировать, почему. Надо признать, иногда первое впечатление меня обманывает, но не в этот раз.
Первая версия перформанса Love Will Tear Us Apart была показана 14 февраля 2022 г. в Доме Радио в рамках одноимённого спецпроекта, затем постановку возили на Дягилевский фестиваль того же года. А труппа MA Dance была собрана только к осени 2022 г., и теперь перформанс получил новую редакцию. Первый вариант я, к сожалению, не видела, но нынешний показался мне совершенным: пространство, танец, свет, звук, каждая деталь, даже движение зрителей, складывались в бережно сбалансированный художественный образ, который и оказал на меня мощное воздействие.
Но почему? Волнует ли меня тема супружеских отношений? Честно говоря, нет. Согласна ли я, что всё циклично, и после счастья всегда будет кризис? Тоже нет. Хотя интересно, что в этой истории героев двое, без пресловутого любовного треугольника, на котором строятся, в том числе, и многие балеты. Главное — внятный, чёткий в своей условности сюжет перформанса сразу позволил мне смотреть глубже, видеть больше, приняв правила игры.
Счастливые пары – в тёплом свете, кризисные – в холодном. Свет плотный, скульптурирующий, причудливо ведущий себя в объективах смартфонов (запрета на съёмку не было). В комнате юных влюблённых — связка книг, матрац, кофейный сервиз, ваза с цветами. У пары в первом бытовом конфликте цветы и кофейник ещё есть, но уже за порогом. Доминируют стол переговоров и офисные рубашки. У молодых родителей, конечно, детская кроватка и стена семейных фотографий. К четвёртой комнате остаются лишь чемоданы, книги, да дверной проём (единственный на всей сцене). Одеты и загримированы все, как будто, одинаково, так сразу и не различишь, хотя артисты в труппе совершенно разноплановые. Внутри перформанса у всех тёмные волосы, у девушек убраны в гладкие кички, у мужчин всклокочены. Девушки счастливых эпизодов – в коротких шортах, а конфликтных – в брюках. Из мужчин обнажен только герой первой комнаты, они с партнершей – в нижнем белье. И это не имитация, не телесное трико, это честные (и совершенно прекрасные) тела. Будоражащая грань правды и образа, натурности и условности. В детали можно было погружаться и дальше, например, только из отзывов в соц. сетях я узнала, что письмо на пороге 1 и 2 комнат можно было прочесть, это — задумка художницы, но на нашем сеансе никто, кажется, не осмелился подойти к танцовщикам так близко. Они создавали особое поле физического напряжения, заставляя зрителей соблюдать почтительную дистанцию. И тут мы переходим к главному – к танцу. В основе каждого дуэта – будто бы бытовые движения, будничные паттерны, где-то совсем реалистичные, где-то более символьные. Абсолютно органичные, местами расслабленные или статичные. Поражала бесшовность, с которой артисты переходили из состояния покоя в сложнейшие поддержки и позиции, единая нить, которая не прерывалась на протяжении часа. Их тела были будто равны по плотности окружающему воздуху, поэтому перемещались свободно в любой траектории и, казалось, могли бы пройти и сквозь стены, если бы стояла такая задача. В классическом балете одним из главных критериев мастерства является иллюзия лёгкости исполнения – зрители не должны слышать приземлений, замечать пределы шага (растяжки) или прыжка артиста. В своей постановке артисты MA Dance безусловно достигли такого эффекта. Поддерживала общую кантиленность и музыка – партитура шумов на основе хита Joy Division, с нарастающим напряжением, сложным ритмом и паузами, боем посуды и даже криком безысходности. Постоянно казалось, что громкие бытовые звуки раздаются из комнаты, которую ты сейчас не видишь – где-то там, за стенкой. Можно поспешить на шум или остаться в моменте, не замечать.
Поведение зрителей – отдельная грань перформанса. Сначала хотелось успеть всё и мы перемещались поспешно. Затем стало понятно, что действие зациклено: оно повторилось 4 раза, то есть можно было пройти полный последовательный круг. Многие останавливались на границе комнат, чтобы наблюдать 2 сюжета сразу – это рождало удивительные синхроны и отражения в танцах пар. К четвертому повтору зрители окончательно освоились, уже сформировались ожидания. Я подслушала такой монолог: “Ой, а что это она не закричала? [пауза] Сейчас пойдёт его поднимать”. Любопытно, как долго мы были бы готовы повторять этот круг, не будь наше присутствие ограничено рамками сеанса и всё же земными возможностями артистов.
Каждый показ MA Dance – событие. Несмотря на интенсивный лабораторный процесс, массу публичных проектов (например, сейчас Алевтина Грунтовская курирует “Опыты между”, часть программы еще впереди, подробности на сайте МА https://musicaeterna.org/ru/tag/dance/) перформансы труппы в Петербурге случаются редко. За полтора сезона я насчитала три: помимо Love Will Tear Us Apart, это О и Youkali. Меня каждый из них привёл в восторг. Не могу гарантировать, что так случится и с вами, но хочу посоветовать не пропускать и узнать самим.
Текст: Лиза Ординарцева
Фото Марии Курбатовой, Люды Бурченковой