На сцене Haverstock Concert Hall в Камдене, одном из ключевых пространств для проведения драматических и художественных мероприятий в Лондоне, состоялась премьера спектакля «Книга времени» под режиссурой Марии Малышевой.
В основу постановки лег сценарий, написанный Малышевой совместно с Зеевом Соболем. Спектакль о судьбах подростков, живущих в разных эпохах и уголках планеты, которые, столкнувшись с древним ритуалом, вынуждены выбирать между оживлением египетского божества и спасением человечества. Это исследование-импровизация, где Мария, режиссер и соавтор сценария, исследует лезвие бритвы, где с одной стороны — подростки, коим классически никогда не отводилась решающая роль в принятии решений о мире, а с другой — их энергия и находчивость, которые часто приводят к необходимым ответам.
Главной особенностью постановки является использование метода полуимпровизации, благодаря которому актеры участвовали в процессе создания основной сюжетной линии. Такой подход создает определенную степень интерактивности и вносит элемент непредсказуемости в развитие действия. Однако этот прием сопряжен с трудностями, и в некоторых сценах импровизация приводит к неравномерности развития сюжета. Несмотря на это, Марии удалось сохранить общий ритм и направленность постановки, обеспечив актерам необходимую подготовку для гибкого реагирования на изменения в ходе спектакля. Интересно, что и заявленный тайминг удалось сохранить — несмотря на внушительную часть пьесы, которая по сути основывалась только на импровизации.
Актерский состав, включающий Зою Щенину, Павла Шумилова, Марию Егунову, Марьяну Овсянкину, Софию Вайншток, Георгия Яковлева и Мирославу Брагину, продемонстрировал невероятно слаженную работу. Их игра, свобода, легкость и, конечно, энергия соединились воедино для воплощения переживания героев, находящихся под давлением обстоятельств и вынужденных принимать решения, которые могут повлиять на судьбу мира. Отрадно видеть, что режиссеру удалось, с одной стороны, “приручить” юность актеров, с другой стороны — помочь им создать эффект свободы, столь ценный в полуимпровизационных перформансах. Конечно, координация работы всех участников под руководством помощника режиссера Полины Яковлевой обеспечила слаженность и последовательность действия.
Спектакль «Книга времени» представляет собой экспериментальное исследование взаимодействия драматургии, импровизации и коллективного творчества. Мария справилась с организацией процесса так, чтобы импровизационные элементы не нарушали общую композицию, а сюжет оставался в рамках установленной логики. Поэтому было отрадно видеть, как хаотичные по своей сути инструменты под руководством опытного режиссера привели к созданию целостного спектакля на сцене.
Текст: Анна Степанова
Фото из архива Марии Малышевой