— Зачем вы оставили ей деньги?
— Все так делают.
Семен Серзин выпустил в Приюте комедианта третье в этом сезоне «Воскресение», сегодня предпоказ, в зале Илья Дель, Роман Каганович, Арина Лыкова, Александра Магелатова, Илья Борисов, Женя Анисимов… В этом спектакле мир богатых, влиятельных аристократов (это и Нехлюдов — Евгений Санников, и адвокат Фонарин — Арсений Семёнов, которого мы всегда застаем за богатым пиршеством) противопоставлен остальной России — неграмотной, нищей, голодающей, беспросветной. Присяжные выносили приговор обычным людям впроброс, впопыхах, торопясь в кабак, публичный дом, на свидание с любовницей. А за всем этим — людские искалеченные судьбы, в которых нет надежды.
Пунктиром нам рассказывают: Нехлюдов соблазнил и бросил девушку, оставил ей деньги, она пошла по жёлтому билету. Через много лет он встречает свою прошлую любовь в суде: он присяжный, её судят за убийство, которое она не совершала. Он понимает, что должен помочь ей. Катюша Маслова (Таня Ишматова) однажды бросается на шею бывшему возлюбленному, но в остальное время подаёт себя с достоинством, после всего, что с ней делали мужчины. В тюрьме она встречается с такими же простыми людьми из народа: браво, Роза Хайруллина (Кораблева), Михаил Касапов (Тарас), Елизавета Симулик (Федосья).
Разговоры в антракте:
— Так и будем ехать полтора часа?
— Может, куда-нибудь приедем.
— Этот поезд в огне.
Это «Воскресение» оказалось самым лаконичным и камерным из всех — рада, что берегла себя для Приюта (а ещё, наверное, оно оказалось самым поющим — в ход пошли и народные песни, и «Владимирский централ» — хотите вы или нет, но он часть нашего культурного кода). Композитор спектакля — Евгений Серзин. Имею сказать вот что. Нехлюдов делает все это (едет за Катей в Сибирь, заставляет вращаться бюрократический аппарат) не для Масловой, а для себя, чтобы искупить вину, не чувствовать себя подлецом. Но вот только, чтобы он ни сделал, это не отменяет прошлого. Нехлюдов всегда будет виноват в том, что произошло с Масловой. Она простила его, но предложение выйти замуж не приняла, потому что знала: он предлагает это из жалости и чувства вины, а не из любви. Не умеет он любить. И всё же она принимает его помощь, у него есть связи и деньги, он решает наконец-то сделать что-то хорошее, помочь Катюше и другим арестантам.
Сегодня Нехлюдова назвали бы правозащитником. Столкнувшись с несправедливостью, он пришёл в ужас, как любой человек, который не интересовался политикой, а потом политика постучала к нему в дверь. Он посмотрел на то, как бесправно и тяжело живёт простой народ, и это его сломало. Добро пожаловать в реальный мир.
В спектакле режиссер не показывает нам, что стало с Нехлюдовым после того, как его миссия — спасти Катюшу, выполнена. Он лишь остаётся один, она — выходит замуж за другого. Преступление и наказание свершились, за окном поезда проплывает Россия.
Текст: Алла Игнатенко
Фото Семёна Серзина