Что только не делали с эпосом о Тристане в мировой культуре, хотя для театра этот сюжет не самый популярный. Тем не менее, молодой режиссёр Филипп Шкаев взялся именно за него (сначала в рамках лаборатории Артхаб в МХТ, эскиз которой в феврале превратился в полноценную премьеру в Практике).
Впрочем, эпос стал антиэпосом — Шкаев из рыцарского романтического романа делает полную ему противоположность, где Тристан (Константин Бобков) — никакой не рыцарь, а поющий панк с нарисованными чёрными бровями, веселящийся со своим другом, Гуверналом (Микита Воронов), таким же панком, который по случайности наврал про Изольду (Мариэтта Волкова) королю Марку (Денис Ясик), а дальше уже и правда пришлось ее привозить; она тут не просто дочка короля — тоже смешного персонажа с полностью позолоченным лицом, от нечего делать она работает в больнице, а на деньги отца проводит якобы какие-то исследования; собственно, тот самый любовный напиток из эпоса — «изобретение» ее лаборатории, правда вот «действует» он всего лишь год или вообще не действует…
Спектакль Шкаева — сплошная остроумная пародия на разные жанры (и на рыцарский роман, и на комиксы, и т. д.). Актер Андрей Минеев здесь — и музыкант, и рассказчик (каждую сцену он комментирует, придумывая как будто на ходу каждый сюжетный поворот, чтобы развлечь нас, зрителей), а в конце убегает, потому что все якобы пошло не по его плану. В конце Тристан с Изольдой Златокудрой убегают в лес — на сцену выносят палатку, только вот идиллическая жизнь да под гитару разрушается и без всякого любовного напитка (начинается обычная семейная ссора, тоска по пропавшему другу — пропал он, потому что по сюжету больше был не нужен).
Про спектакль очень сложно писать, потому что пересказывать шутки — заведомо глупое занятие, но процесс очень приятный.
Текст: Нина Цукерман
Фото: Анна Ларионова