В Доме Радио открылась выставка проектов Лаборатории экспериментального звука. До 28 февраля ее можно посетить в формате медиации.
На вернисаже куратор Лаборатории Егор Ананко рассказал, что инициатором проекта выступил Теодор Курентзис, в том числе потому, что оркестру MusicAeterna для решения творческих задач потребовались особые инструменты индивидуальной разработки. Возможно, здесь сказался и опыт участия в “Дау” – так к гуманитарным лабораториям (музыки, танца, театра) добавились исследования в области электричества, электроники и программирования.
Наряду с изобретательской деятельностью Лаборатория экспериментального звука занимается просвещением, организуя мастер-классы и интенсивы. Результаты работы показаны на выставке, занявшей три зала в Доме Радио.
В пространстве храма на втором этаже представлена электроакустическая инсталляция Егора Ананко под названием Coiled. К двум гонгам, фортепьяно, трубчатым колоколам и поющим чашам подключены электромагнитные сенсоры. (Здесь не уйти от хирургических ассоциаций, напоминающих о японском госпитале в этом пространстве времен Первой мировой войны). Инсталляция звучит без присутствия музыканта – сигнал транслируется из небольшого чемоданчика силой тока. Точнее и подробнее принцип работы вам смогут объяснить медиаторы выставки. Можно только предполагать, насколько сложно им было подготовиться к сопровождению этого проекта. Но такова междисциплинарная природа Дома Радио.
Выставка продолжается на четвертом этаже. В студии Тесла расположилась экспозиция инструментов и сенсоров, созданных в Лаборатории. В Тесла можно было попасть и раньше – на основном маршруте медиации по Дому Радио. Тогда она представляла собой памятник ушедшей эпохи радиовещания, с громоздкими, поразительно красивыми, но навсегда утерявшими функциональность радиотранляторами. Теперь же между ними размещены 7 новейших изобретений. Не будем пускаться в описания (и даже фотографий не покажем – не удалось достать). Постигать инструменты стоит вживую – под присмотром медиаторов извлечь звук из каждого можно самостоятельно. Условно я поделила бы их на 2 группы: резонаторы и создатели помех.
В соседней студии имени Ольги Берггольц можно увидеть медиаинсталляцию из проектов, созданных на воркшопах по полевым записям, синтезу звука, многоканальной композиции и прочим исследованиям природы звука. Это темный зал с большим экраном и многоканальным звуком. То, что застала я, было похоже на видеоарт, довольно затягивающий.
Медиации проходят ежедневно вплоть до вечера 28 февраля в группах по 10 человек, на большинство сеансов места еще есть.
Текст: Лиза Ординарцева
Фото: Люда Бурченкова