9 февраля в Большом зале филармонии в рамках «Общедоступного концерта» прозвучали три произведения в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под руководством з.а. и з.д.и. РФ Андрея Аниханова. Были исполнены Симфония №5 А.К. Глазунова, симфоническая фантазия «Франческа да Римини» П.И. Чайковского и — главное, по нашему мнению, произведение вечера — Симфония № 26 С.М. Слонимского. Это была мировая премьера симфонии композитора, музыковеда, пианиста, профессора Консерватории н.а. и лауреата Гос. премии РСФСР e.t.c. Нам удалось побеседовать с Раисой Николаевной Слонимской.
Исполненные произведения Глазунова и Чайковского достаточно известны поклонникам симфонической музыки. В связи с первым исполнением 26-й симфонии Слонимского имеет смысл напомнить о многогранности таланта композитора, автора многочисленных произведений, от опер до вокальных миниатюр. Его полистилистическое творчество впитало в себя многие пласты как мировой культуры (причем, не только музыкальной), так и многообразие отечественной. Раннее начало его музыкального творчества (к примеру, написанный в 10-летнем возрасте романс на стихи Лермонтова), творческая и интеллигентная атмосфера в семье (среди знакомых его отца, писателя М.Л. Слонимского, М. Зощенко, Е. Шварц, в более зрелом возрасте в кругу знакомых композитора И. Бродский, М. Козаков, Г. Полока, Е. Рейн и многие другие) — всё это формировало его эстетический, культурный, эрудированный взгляд на окружающий мир. Слонимский — автор разнообразных музыкальных произведений. Среди них балеты, оперы, камерные и вокальные сочинения, музыка к театральным и кинопостановкам. Особое место в его творчестве занимают симфонии, которые начали появляться в конце 50-х годов. Симфонии эти, по словам его вдовы, Раисы Николаевны Слонимской, музыковеда, профессора, кандидата искусствоведения, доктора педагогических наук, есть «музыкальный дневник человека о нашем времени, о нашей очень страшной эпохе«.
Присутствовавшие на концерте зрители, несомненно, могут подтвердить слова Раисы Николаевны. 26 симфония, превосходно исполненная (как, впрочем, и остальные произведения, прозвучавшие в этот вечер), конечно, о нашем времени. Нам удалось взять короткое интервью у Р.Н. Слонимской сразу же после окончания концерта.
ОКОЛО: От имени нашего журнала мы поздравляем Вас с премьерой! Всё было очень хорошо исполнено! Вместе с тем, мы помним, что сегодня День памяти Сергея Михайловича, и мы — вместе с Вами!
Раиса Слонимская: Спасибо за все эти слова!
ОКОЛО: Позвольте несколько вопросов в связи с сегодняшней мировой премьерой симфонии. Вы, вероятно, были первой ценительницей этой симфонии?
Р.С.: Нет, услышала её только сегодня. Сергей Михайлович написал симфонию 15 лет назад. Всё это время её никто не трогал. И только совсем недавно, когда мне сообщили о возможности её исполнения, я достала ноты и передала в оркестр. Симфонию быстро набрали и подготовили. Для меня эта музыка совершенно свежая! Как будто Сергей Михайлович её написал только вчера!
ОКОЛО: Как Вы сказали, симфония было написана 15 лет назад. Почему всё это время она не исполнялась?
Р.С.: У этого нет особенных причин. Просто так сложилось.
ОКОЛО: Позвольте воспользоваться Вашими словами, характеризующими симфонии Сергея Михайловича, как «исповедальный жанр«, «музыкальный дневник… о нашей очень страшной эпохе«. Как Вы думаете, изменились ли значимость и актуальность этих слов за прошедшие 15 лет в отношении 26-й симфонии, сегодня впервые прозвучавшей?
Р.С.: Слова эти актуальны и сегодня! Потому что симфония — и про сегодняшний день тоже! Все проблемы, которые волновали автора тогда, не решены и сегодня! Они стоят на повестке дня и совершенно актуальны! Мы все это переживаем, чувствуем и не можем к этому спокойно относиться! И сегодняшние слушатели очень внимательно и осмысленно слушали симфонию. И исполнители также были вдохновлены этим произведением.
ОКОЛО: На наш скромно-дилетантский взгляд, исполнение было отличным! Как Вы, будучи профессионалом, оцениваете исполнение?
Р.С.: Отлично, на «пять»! Сочинение не простое для исполнения. Я была на репетиции. Тогда были сложности и мне показалось, что не хватало какого-то понимания, знания, чувств. Я волновалась: как получится на концерте? А получилось просто прекрасно, адекватно! Думаю, Сергей Михайлович был бы очень доволен и счастлив, что музыка прозвучала именно так! Прежде всего — благодаря дирижёру Андрею Аниханову и, конечно, всему коллективу Академического симфонического оркестра филармонии — все они эмоционально, профессионально и одухотворённо наполнили великолепным звучанием эту музыку.
ОКОЛО: Есть ли в домашнем архиве какие-либо произведения, неизвестные широкому зрителю?
Р.С.: Должна сказать, что многие из симфоний Сергея Михайловича, в особенности ранние, многие не слышали. Они звучали еще в ХХ веке. А в нашем, ХХI веке, не звучали ни первая, ни вторая, ни… — я так могу многие названия перечислить (смеётся). Начиная с двадцатой, кое-что в последнее время прозвучало. И мне кажется, что все его симфонии должны сейчас звучать так же, как сегодня звучала 26-я. Они все о нашей сегодняшней жизни. А, например, первая симфония о нашей истории, про 1957-й, 1958-й годы, когда были какие-то надежды! Вообще, все его симфонии — повести о нашей жизни!
ОКОЛО: Остаётся надеяться, что надежды наши сбудутся. И мы ещё услышим все симфонии Сергея Михайловича! Спасибо Вам большое за то, что уделили нам время!
Р.С.: И вам, и журналу «ОКОЛО» — спасибо!
Текст, интервью: Юрий Ильин
Фото: Наталия Шек