В Санкт-Петербурге шесть «Идиотов», 10 февраля я посмотрела третий, в постановке Григория Козлова. Он редко идёт, билеты нужно «ловить», всегда аншлаги. Из всех виденных мною вариаций эта самая классическая, но при этом не без иронии и пасхалок. Так, в гости к героям «Идиота» зайдет Раскольников (В.Карпов) — кажется, уже направляющийся в дом старухи на их общую погибель.
Князя Мышкина сегодня играл Максим Студеновский (с премьеры эту роль играли три актёра: Студеновский, Перевалов и Шумейко), он хрупкий и абсолютно нездешний, неземной, наш дикий мир — неподходящее место для него. Как и положено, в поезде в Петербург он знакомится со страстным чудовищем, Рогожиным (С. Интяков) и скучным обывателем Лебедевым (М.Касапов), в двух предыдущих моих «Идиотах» даже не было такого персонажа, как и многих других. В «Мастерской» же есть целая банда.
У Епанчиных (Александра Мареева, Константин Гришанов) в «Мастерской» три дочери, как и в романе, а не собирательный образ всех детей в одной Аглае. Но именно Аглая (Полина Сидихина) больше других стремится к свету, готова учиться у бедного родственника-приживала доброте и милосердию. В спектаклях, что я видела раньше, игнорируется семья Иволгиных, а в «Мастерской» мы видим несчастного сумасшедшего алкоголика-отца (А.Ведерников), печальную мать (К.Морозова), их рано повзрослевших детей (М. Блинов, К.Гордлеев, А.Арефьева).
Мышкин — юродивый пророк, который никому не сможет помочь, будто все уже заранее обречены. Он — единственный, кто увидел в Настасье (М. Валешная) человека. Никто никогда не любил её, все только пользовались, передавали из рук в руки, как красивую, но непрактичную в хозяйстве дорогую вещь. Мышкин предлагает ей пойти дальше вместе, обещает любить и оберегать её, но она считает, что не заслуживает счастья или хотя бы покоя.
Очень интересное решение есть в спектакле: все герои с фонарями выходят на сцену, олицетворяя осуждающее жестокое общество. А что это за общество? Мелкие пакостники, запойные пьяницы, развратники, пустые никчёмные люди. Впрочем, князь Мышкин смотрел на всех них, как на детей, принимал и жалел. «Сострадание есть главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Многому нам следует поучиться у этого чудесного «идиота».
Спектакль Григория Михайловича заканчивается отъездом Настасьи Филипповны с Рогожиным и шумной пьяной толпой, нам не показывают трагическую развязку. Как будто финал истории может быть другим, как будто всё ещё может быть хорошо. Не может. Рогожин убьёт свою единственную любовь и страсть, и этим освободит её от пошлой грубой жизни, где только один раз она человека и встретила.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра