Образовательно-выставочный проект «Модуляции: свет, звук, движение» открыт с 9 февраля в Восточном павильоне Михайловского замка в рамках совместной программы Русского музея и Центра Искусства и науки Университета ИТМО «Современное искусство и наука: границы синтеза». На выставке представлены звуковые и визуальные объекты, позволяющие изучить психофизиологию человека, сонификацию химических и биологических процессов, деконструкцию технологических объектов и многое другое. Посетители узнают, как звучат грибы, как выглядят скульптурные слепки человеческих эмоций, а также могут совершить звуковое путешествие по тропинкам антарктического оазиса. Проект продлится до 10 марта и будет сопровождаться насыщенной образовательной программой.
В залах Восточного павильона Михайловского замка представлены объекты современных художников, развивающих направление art & science: интерактивные инсталляции, свето-звуковые объекты, а также иммерсивные инсталляции. Объекты выставки предстают как формы научно-технологического опыта, которые размывают границы между звуковой и визуальной средами. Художники сосредоточились на исследовании синергии искусства, науки и технологий: от работы в лаборатории с учеными до исследования электронных медиа и искусственного интеллекта.
В экспозицию вошли работы художников: Надежды Бей, Киры Вайнштейн, Николая Голикова, Ксении Горлановой, Киры Горшковой, Олега Гудачева, Екатерины Кулаковой, Марии Купцовой, Александры Михайловой, Марины Музыки, Андрея Свибовича, Дарьи Смахтиной, Алины Федотовой и других.
Выступление музыкантов коллектива «Mader nort», исполнивших «Барочные стратегии» Настасьи Хрущевой и «Музыку в старинном стиле» Валентина Сильвестрова в день открытия выставки, стало ярчайшим впечатлением вечера. Задуманные как сопровождение для VR перформанса «Nature morte» художницы Надежды Бей, музыкальные произведения явно перетягивали внимание благодаря мастерству исполнителей и оригинальности композиций.
Мы осмотрели экспозицию, расположившуюся на трех этажах павильона и хотим рассказать вам о нескольких инсталляциях, а остальные вам придется увидеть своими глазами.
Опыт на полигоне N1/6, 2024
Борис Шершенков
Многоканальная аудиовизуальная инсталляция
Аудиовизуальная инсталляция «Опыт на полигоне N1/6» представляет собой медиа-археологическое художественное исследование локального применения наиболее передовых технологий доцифровой эпохи — кибернетики, атомной техники и электронных систем вещания.
Инсталляция включает в себя серию цифровых экранов, на которых фрагменты научно-документального фильма об испытаниях первой советской атомной бомбы преобразуются с помощью аналоговых инструментов в специфические визуальные и звуковые паттерны.
Несмотря на смену нескольких технологических парадигм и стремительную цифровизацию всех сфер повседневной жизни ядерные и электронные технологии продолжают формировать ландшафт современности. Информация об испытаниях первого советского атомного заряда РДС-1, засекреченная на протяжении почти 70 лет, недавно была выложена в открытый доступ в рамках создания новой постсоветской мифологии. Кадры документального фильма о ядерных испытаниях трансформируются в электронно-аналоговую волну и проходят ряд преобразований через приборы аналогового телевещания, проводного радиоприема и дистанционного видеонаблюдения, объединённые в кибернетическую систему. Разрушение видеоряда выводит на поверхность визуальные и звуковые артефакты и глитчи, подрывающие миф о предсказуемости и подконтрольности информационной реальности.
Touch, 2021
Дмитрий Покровский
Светозвуковая инсталляция
Touch — это интерактивная светозвуковая инсталляция. В основе работы лежит один из способов невербальной коммуникации — язык прикосновений. Художник исследует возможности передачи информации через прикосновения, способной преодолеть ограничения визуального и вербального языков.
Многообразие тактильных ощущений предоставляет информацию об окружающем мире, формирует представление о положении тела в пространстве, сигнализирует об опасности и защищенности. Через физический контакт можно выражать симпатию, или, наоборот, неприязнь. Часто прикосновение несет в себе больше информации, чем слова.
В условиях повсеместной цифровизации и увеличивающейся дистанции между людьми тактильность становится важной формой взаимодействия, чувственным жестом, требующим непосредственного присутствия. Проект Touch — это попытка расширить наш коммуникативный аппарат и реактуализировать язык прикосновений. Художник размышляет о трансформации нашего телесного опыта в условиях технологической трансформации окружающей среды. Прикасаясь к инсталляции посетители запускают систему обратной связи, инициируя невербальный диалог.
InsideOut.Imprint, 2024
Мария Купцова — глубокие медиа, Дарья Смахтина (ἐphemera ONE) — иммерсивная архитектура, Марина Музыка — интерактивный дизайн
Данил Карамушкин — 3Д-печать
Настасья Хрущёва — композитор и исполнитель
Егор Звездин — идеолог проекта
Егор Звездин и Марго Бор (ArtMix) — продюсеры проекта
InsideOut.Imprint – это художественное исследование, в основе которого лежит изучение эмоций музыканта в момент исполнения музыкальной композиции. Это перформанс, в котором индивидуальность музыканта становится равноценной частью аудиовизуального произведения.
Основываясь на регистрации сигналов мозговой активности (электроэнцефалограмма) и технологиях визуального программирования, проект предлагает метод визуальной и тактильной интерпретации музыкального произведения. Это происходит через восприятие музыки самим исполнителем.
Полнота художественного исследования раскрывается при погружении в метод в реальном времени. Музыкальные произведения «Русские тупики» и «Книга печали и радости» композитора Настасьи Хрущёвой были выбраны как пример современной академической музыки, в котором представлена широкая эмоциональная амплитуда. Работа напрямую с композитором произведения позволяет изучить, как ее собственные эмоции влияют на формирование цифровых и физических слепков.
Для новой итерации проекта InsideOut.Imprint художницами была разработана экспериментальная логика создания художественных объектов, представляющих собой «отпечатки» сначала проигранного, а затем и пережитого композитором музыкального произведения. Этот метод позволяет создавать физическо-цифровые слепки каждого отдельного уникального исполнения музыкального произведения, благодаря наложению информации об эмоциях музыканта на звуковые волны.
Записи музыкальных произведений кодируются в виде объемных цифровых объектов — «скульптурных произведений». Их формы и текстуры передают динамику и неповторимую геометрию звука. Скульптурные отпечатки музыкальных произведений приобретают тактильность в форме керамических скульптур, которые печатаются при помощи технологий 3Д-печати. Отпечатки каждого музыкального произведения становятся частью выставочной композиции.
Во время перформанса в реальном времени геометрия скульптур трансформируется под влиянием информации, получаемой от самого исполнителя. Данные о биоэлектрической активности мозга преобразуются в визуальные паттерны, формируя уникальный образ в каждый момент времени.
Проект InsideOut был инициирован в 2020 году и на данный момент имеет три итерации. В предыдущих итерациях проекта принимали участие такие художники, кураторы и исполнители, как: Aizek, Илья Домнинс, Морган Корольков, Татьяна Зобнина, Наталья Учитель, Дмитрий Стопичев, Илья Измайлов и Анита Ожешковская.
Билеты на сайте музея
Текст и фото Александр Шек
Описание инсталляций предоставлено пресс-службой Центра Art & Science ИТМО