17 февраля в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова прозвучит монументальная Третья симфония Антона Брукнера – так продолжится программа нового абонемента Петербургской филармонии «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященного 200-летию со дня рождения композитора. Наряду с симфонией, посвященной композитору Рихарду Вагнеру, прозвучат симфонические фрагменты из его музыкальных драм «Валькирия» (знаменитый «Полет валькирий»), «Зигфрид», «Парсифаль».
«Я благодарен Петербургской филармонии за программу этого концерта, он получился для меня очень личным и очень важным, – говорит Феликс Коробов, главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, – Дело в том, что многие годы Вагнер оставался вне зоны моих творческих интересов, был не совсем «моим» композитором. Роль в этом, безусловно, сыграло и сознательное погружение в творчество его антагониста – Верди, которому я посвящаю значительную часть времени своей театральной жизни и музыку которого невероятно люблю.
Перелом произошел после того, как Нижегородская филармония давным-давно предложила мне исполнить Третью симфонию Брукнера – самую «вагнеровскую» из его симфоний. А вот как раз Брукнер – один из с детства любимых композиторов – несомненно, был в кругу моих интересов, и я с радостью согласился. Именно Третья симфония Брукнера заставила меня переслушать и пересмотреть партитуры Вагнера и понять, что, наверное, у меня пришло время если и не любви, то понимания очень многого в его творчестве, что я раньше упускал.
Ну и, конечно, знаменитый анекдот, связанный с Третьей симфонией, превратил для меня Вагнера в живого человека: согласно апокрифу, Брукнер взял партитуры двух симфоний – Второй и Третьей – и повез их Вагнеру, чтобы тот сам выбрал, на какой написать посвящение ему. После изучения Вагнер выбрал Третью – и они вдвоем так хорошо отметили это событие, что, придя домой, Брукнер совершенно забыл, на какую же симфонию пал выбор. Тогда он послал гонца с запиской, на которой была написана тональность и вопрос: «Соло трубы?» – и, получив в ответ записку: «Да!» – посвятил Вагнеру Третью симфонию».
Знакомство с музыкой Вагнера стало для Брукнера сильнейшим потрясением, которое во многом определило само его решение начать сочинять симфонии.
Премьера Третьей симфонии 16 декабря 1877 оказалась провальной: обстоятельства вынудили Брукнера, не обладавшего выдающимся дирижерским талантом, самому встать за пульт Венского филармонического оркестра. В итоге большая часть публики покинула зал, не дождавшись финала, да и музыканты, едва закончив исполнение, поспешили собрать вещи. Посреди этой катастрофы рядом с композитором остались лишь немногочисленные поклонники – но какие! Нотоиздатель Теодор Реттиг, чьими усилиями и за чей счет Третья симфония позже была издана – первая в числе брукнеровских симфоний. Здесь же был и семнадцатилетний Густав Малер – будущий великий дирижер и композитор, чьи сочинения во многом затмили для потомков музыку его старшего современника.
Абонементный цикл Петербургской филармонии, посвященный музыке одного из крупнейших и, возможно, самых недооцененных композиторов XIX века, продлится два сезона, в его концертах прозвучат все симфонии Антона Брукнера в сочетании с музыкой других композиторов, вписывающей брукнеровские партитуры в разный стилистический и смысловой контекст.
«Брукнеровский» абонемент Петербургской филармонии открылся в ноябре выступлением Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Владимира Альтшулера: прозвучала Четвертая симфония. В течение этого концертного сезона в программе абонемента с филармоническими Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром «Нулевую», Седьмую и Девятую симфонии Брукнера исполнят австрийский дирижер, обладатель премии Grammy Ганс Граф и известный дирижер, представитель музыкальной династии Дмитрий Юровский.
Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.
Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.
Подробности и билеты на концерт 17 февраля доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
Перед концертом в Музитории Большого зала состоится лекция, посвященная Брукнеру и его Третьей симфонии: для слушателей концерта вход бесплатный, по регистрации.