Крупные планы лиц детей и стариков, женщин и мужчин. Деревянные заборы, хакасские дали, застолье, деревенский туалет, лошади, сельскохозяйственная техника, еда и бескрайнее облачное небо. Фотосерия Алисы Головкиной «Преодолевая уязвимость» конструирует собственный ни на что не похожий мир. Документальность в этой фотосерии нежно смешивается с мифотворчеством и автофикциональностью, что и позволяет достичь невероятного эффекта от зрительского восприятия этих работ. Мастерски выполненные, эти лоу файные натурные фотографии существуют в двух цветовых регистрах: монохром и полноцвет. И каждый из этих регистров служит цели хрупкого воссоздания артефактов памяти, малой родины и персональной символической вселенной фотографа.
Эти фотографии можно назвать нарочито небрежными, смазанными, текучими, ностальгичными, меланхоличными, бытописательскими. Каждый объект (живой и неживой природы) фотосюжетов Алисы Головкиной будто бы находится в подвешенном состоянии. И это можно сказать как о людях и предметах, так и о горах и небесах. Чуткая оптика фотографа будто вскрывает или искусственно создает (или воссоздает) тотальную несвязанность одного объекта с другим. Будто бы все связи между объектами напряжены и требуют бесконечного внутреннего напряжения, без которого все развалится. Этот эффект создается за счет выбора ракурсов, времени суток и крупных планов.
Символическая вселенная Головкиной в той же степени хрупка, в какой сурова. Фотограф далека от экзотизации или нарочитой автоэтнографичности, основной ее инструмент — это сознательная передача больших неперсонализированных чувств-аффектов перед лицом времени, климата, пространства и личной судьбы. Это вселенское ощущение тотальной, но нежной отчужденности очень плотно смешивается с бережной нежностью фотографа ко всем людям, местам и объектам, которые она отважилась сделать героями своих выдающихся работ.
Еще одна особенность художественного высказывания Алисы Головкиной — это запечатление консервативных интенций локального сообщества, его тяги к вневременным культурным состояниям. Однако это запечатление лишено колонизаторского пафоса, она искренне рефлексирует на тему своего места в этом комьюнити, своей точки входа и выхода из него, насколько она органична в своих отношениях с ним, насколько точки пересечения с ним — это точки боли, пасторальности, ностальгичности или фантазма? Эти фотографии потрясающе герметичны, но полны коммуникационной энергии. Они словно бы калейдоскопы, число граней которых стремится к бесконечности.
Также серия «Преодолевая уязвимость», а именно порядок и формат отобранных работ, несет в себе очень мощный драматургический потенциал. Это выражается в тонкой режиссуре взаимодействия зрителя и серии, которая раскрывает весь потенциал замысла по мере перехода от фотографии к фотографии. Это парадоксальное ощущение очень похоже на то, которое мы можем получить при посещении иммерсивного спектакля в загадочном квест-руме. Искусство Алисы Головкиной непростое и манящее, профессиональное и влияющее на облик современной фотографии, как одной из важнейших практик современного визуального искусства.
Текст: Сергей Попов
Фотографии предоставлены Алисой Головкиной