Татьяна Самбук — молодой перспективный режиссер, работающий в Белорусском академическом театре юного зрителя. Творчество режиссера известно петербургской публике — ее спектакли становились участниками международных фестивалей в Балтийском доме и ТЮЗе имени А.А. Брянцева. Сейчас ученица Сергея Соловьева работает над постановкой интерактивной музыкальной сказки «Дядя Федор, пес и кот» в ТЮЗе имени А.А. Брянцева. В спектакле будут заняты молодые артисты, пополнившие труппу театра в этом году, а также заслуженные мастера сцены. Премьера состоится 1 и 2 марта. Об особом подтексте произведения Эдуарда Успенского, новом опыте работе и своем профессиональном становлении читайте в интервью с режиссером.
Татьяна, вы уже имеете большой опыт постановок для детей. Какие законы важно соблюдать, работая над созданием детского спектакля?
Дети — прекрасные аудиалы. Они иначе слышат мир и реагируют на разные звуки, для них это определенный способ общения. Детская фантазия богаче, чем у взрослых, они могут представить то, чего нет, как минимум через звук, и это является приемом в нашей новой постановке «Дядя Федор, пес и кот».
Будете ли вы менять реалии истории на современные?
Не в этом спектакле. Нам совершенно не хочется делать эту историю современной, вписывать туда мобильные телефоны и интернет. Мне кажется, в этом заключается прелесть материала. Для взрослой аудитории это будет прыжок в детство, приятное ностальгическое чувство. А для детей- любопытное и неизвестное. В тексте есть приметы времени: например, советский телефон, который дети даже в руках не держали. Или «Что будете выписывать? — Мурзилку». Наше поколение поймет эту фразу, а дети — скорее всего нет. Мы могли бы всё это поменять, но сознательно уходим от осовременивания истории. Если после спектакля дети вступят во взаимодействие с родителями, поговорят и спросят — наша главная цель постановки будет достигнута.
В чем будет заключаться особенность вашего прочтения произведения?
В книге мальчик уезжает от родителей в реальную деревню Простоквашино и начинает там жить. У нас же дядя Федор создает себе идеальный фантазийный мир. Некое место, где, по его мнению, можно быть по-настоящему счастливым: можно и кота завести, и пса, и даже корову Мурку. Он строит себе шалаш из подушек, одеяла, стульев, как мы все делали в детстве, и просто играет. А родители включаются в его игру — и это первый шаг, попытка понять своего ребенка. Основная тема нашего спектакля — непонимание родителями своих детей. Они слушают, но не слышат. В данном случае антигерой — мама со сложным характером. Ей не нравится шерсть и грязь, не хочется сложностей и в конце концов уже хочется заняться собой. А папа наоборот выступает за творчество, хаос. Он — выросший дядя Федор, и, размышляя о потребностях сына, говорит про самого себя. Это он мечтает о собаке и коте, это он хочет дышать свободно и жить не по правилам. Всё как будто бы сложно, но в тоже время просто: человеку нужен человек. Недавно я пересмотрела советский мультфильм, где девочка так мечтала о собаке, что её варежка превратилась в настоящего щенка. Это притча об одиночестве, как и в нашей сказке. А ведь мы так привыкли к имени Дядя Федор, что даже не обращаем внимания, почему он дядя. Очень маленький мальчик быстро повзрослел, а теперь в своей самостоятельности чувствует себя безмерно одиноким. В нашем финале родители находят общий язык с сыном — дядя Федор пускает их в свой фантазийный мир счастливого Простоквашино.
Как достичь взаимопонимания?
Как будто бы нужно остановиться, выдохнуть, посмотреть вокруг широко раскрытыми глазами и вспомнить себя маленьким. Тогда станет понятно, что ребенок не должен быть удобным и правильным. Необходимо уважение к его интересам и чувствам, не стоит подгонять его под рамки и лишать свободы, он — отдельная личность.
Татьяна, вы впервые ставите спектакль с новой для себя труппой. Как проходит коммуникация и кто в вашей команде?
Для меня это первый опыт постановки в другом городе. Сначала было сложно, я очень скучала по Минску, друзьям, театру. Но благодаря плотным репетициям мы с труппой ТЮЗа узнаем друг друга и сближаемся. У меня очень юная команда, в основном все ребята только пришли в театр. И, мне кажется, в этом наша сила! Все с горящими глазами и большим интересом подходят к репетициям, очень много предлагают. Дядю Федора играет Максим Погольша, Шарика — Николай Балобан, папу — Антон Войналович, маму — Анна Петросян, Галчонка — Анна Потакова. Также в нашем спектакле играют более опытные артисты: Артемий Веселов и Денис Гильманов — Матроскина, Борис Ивушин и Сергей Жукович — Печкина. Свою постановочную команду я собрала в Минске, это люди, с которыми я работала и в которых уверена. Художник Лариса Рулева, она 30 лет была главным художником Белорусского ТЮЗа. За музыку отвечает Сергей Сухомлин, минский композитор, поп-исполнитель. А прекрасный хореограф Кирилл Балтруков танцует, как дышит.
Чему вас научили ваши мастера?
Мой первый мастер — Алексей Владимирович Шестаков — научил быть сильным и несломленным. Учиться было действительно сложно: мы работали с утра до ночи, без выходных и праздников. Из 35 поступивших осталось 11. Мы ставили спектакли, сами в них играли, делали декорации, шили костюмы, в общем, работали в режиме многозадачности. Сергей Александрович Соловьёв, напротив, дал нам полную свободу. Я вовремя попала к нему на курс — у меня была заложена база, а теперь появилась свобода и возможность реализации. Его главным постулатом было — слушать свою интуицию. Он — мастер наблюдать и видеть в обыденном необычное, поэтому в его кино нет штампов, это абсолютное творчество. А также он своим примером нас всех учил безмерной любви к жизни.
Какие у вас планы на ближайшее будущее? Почему для вас важно заниматься театром — сегодня и вообще?
В Минске планируется постановка «Винни Пуха», в Гомеле — «Русалочки» Александра Пушкина. Театр — мой способ диалога с миром. Я разговариваю со зрителем через призму искусства, будоражу их эмоции, чувства. С кем-то даже нахожу общий язык. За это я люблю театр.
Беседовала Елизавета Ронгинская
Фотографии предоставлены пресс-службой