Последней премьерой убитого Гоголь-центра был спектакль Саввы Савельева «Берегите ваши лица», а в феврале 2024 он выпустил по соседству, в «Пространстве Внутри», спектакль «Петушки», приуроченный к 50-летию ерофеевского текста. Это не буквальная постановка по Ерофееву, а скорее посвящение ему. Если у Венедикта Ерофеева есть один главный герой (не очень уместное словосочетание в разговоре об этом тексте, но…), который пытается добраться до Петушков, то здесь в Петушки стремятся сразу несколько человек, почти как чеховские сестры в Москву (у кого там сын болеет, у кого там дача, у кого родители), только вот туда (да и никуда больше) никто даже и не отправится — из-за неведомого природного катаклизма все поезда задерживаются или отменены (это первое, что слышат зрители, рассаживающиеся по местам). Время остановилось, все пришли к Курскому вокзал, как у Ерофеева, и на нем же и остались как будто на вечно. Даже интеллигентный врач, стремящийся в Берлин — туда поезда тоже отменены.
У Ерофеева с Веничкой беседуют попутчики в электричках, здесь — скучающие в зале ожидания на том самом Курском вокзале. Абсолютно разные типажи, но они мгновенно находят общий язык — интеллигентный алкоголик (якобы работающий, как Цой, в котельной); интеллигент-врач (главная реплика которого — «Почему на ты?»); бывшая актриса, упоенно рассказывающая театральные байки (вернее, одну и ту же по десятому кругу) про Виктюка и Гафта; то ли мальчик, то ли девочка — тинейджер, просящий денег. И, конечно же, фоном (формально, а вообще-то важным связующим элементом всему происходящему) — уличные (вокзальные) музыканты и их группа «Бомба-Октябрь».
Текст Ерофеева, конечно, они дописали, вставив и эти «актёрские» монологи, и современные шуточки — нет сомнения, что сидят они на этом вокзале сегодня. Так же как и почти нет сомнения, что никуда они с него не уедут — катаклизм вечный: «Если кто хочет Москва — Берлин, езжай, но все равно на Курский вокзал попадёшь». И темы для разговоров здесь тоже цикличные — не только полусумасшедшая актриса рассказывает каждому встречному одну историю (то ли 1991, то ли 1989 г. — она сама уже не уверена), но и все остальные не просто повторяются, но их реплики как в заколдованном мире вдруг могут начать говорить другие.
В финале Савельев соединяет цитату из Ерофеева «Помолитесь, ангелы, за меня. Да будет светел мой путь…» с финальным монологом Сони из чеховского «Дяди Вани» — «мы отдохнём…», а намёк на то, что это уже звучит погребальная речь — две белые розы. «Я возвращаюсь домой возделывать свой сад — шаг вперёд, два назад».
Текст: Нина Цукерман
Фото театра