По-моему, идея ставить пьесу «Когти в печень — никто не вечен» (2021) в стиле аниме сыграла злую шутку (режиссёр — Сергей Карабань, уже не первый раз сотрудничающий с «Практикой), потому что заведомая примитивность и условность этого жанра только усиливает изначальную примитивность текста (драматург — Юрий Клавдиев).
История разыгрывается якобы в детдоме. Персонажи так условны, что больше похожи на стереотипы-амплуа: директриса-коррупционер, гребущая бюджетные деньги себе на квартиры и пр., которая главным своим навыком называет «способность вылезать сухой из воды»; ее устроенная туда по родству дочка , которой на все наплевать; безвольный муж дочки, которым директриса (теща) помыкает; учительница, к месту и не к месту обращающаяся к богу и т. д.
А дальше в этом классическом российском бюджетном коллективе начинается фантасмагория — гаснет свет, захлопывается дверь, и по законам несколько другого жанра эти замкнутые в директорской учителя начинают вспоминать свои «грехи». Поэтому своей категоричностью и примитивностью сюжет напоминает притчу: кто искренне «раскается», для того дверь и откроется. И, конечно же, директриса (и ее дочь) так и останется на условной стороне зла («Пусть тут воняет, но это наше»): для неё раскаяться хуже, чем остаться навсегда в абсолютно знакомом и привычном ей мире.
Какое же это примитивное деление: на добро — зло, хорошее — плохое («вас изолировали от тех, кто не в темноте — им надоело»): по-моему, даже жанр комикса не даёт современному человеку возможности не засмеяться при фразе «здесь мир, где победило добро». Конечно, идея того, что каждый человек выбирает сам, на какой стороне ему быть, мне близка, но не до такой же степени…
В спектакле заняты: Никита Ковтунов, Владимир Канухин, Дарья Ворохобко, Андрей Родионов, Кристина Якимушкина, Александр Кубанин, Даниил Газизуллин, Юлия Разумовская, Александр Голубков, Сергей Шадрин, Полина Повтарь, Анастасия Великородная, София Петрова, Олег Сапиро.
Текст: Нина Цукерман
Фото театра