Девятнадцатый полнометражный фильм классика современного кинематографа Александра Сокурова, в котором он продолжает формировать самобытную авторскую аксиологию на основе лучших образцов европейской литературы, христианских ценностей, новаторского визионерства и фантазий на тему загробной жизни исторических личностей правителей Европы, изменивших мир, теперь доступен к онлайн-просмотру на YouTube.
Сюжет «Сказки» состоит в том, что в Чистилище оказываются знаковые фигуры 20 века и в частности Второй Мировой войны — Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер и Бенито Муссолини. История следует христианским каноническим представлениям о Чистилище, как пространстве очищения от совершенных грехов, откуда покойный попадает в Ад или Рай. На протяжении почти полутора часов герои ищут путь из Чистилища, встречая Наполеона Бонапарта, Иисуса Христа и даже Бога.
«Сказка» представляет собой будто ожившую иллюстрацию Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери – картина Сокурова хоть и уступает по контрастности непревзойденной игре света и тени в работах Доре, снискавшей ему славу художника с мировым именем, но не уступает ни по изобретательности, ни по точности образов. Полумрак, бесконечно меняющееся небо, текучие текстуры пространства, туман, скалы, камни склепа и голые ветви деревьев выстраивают на экране законченный образ загробного мира, архетипичностью которого восхитился бы сам Карл Юнг.
На протяжении всего просмотра не покидает ощущение того, что вы все это уже где-то видели, то ли в «Божественной комедии», то ли в иллюстрированной Библии, то ли бабушка с дедом поведали вам эту сказку. «Сказка» — это собирательный образ магического, законченный и точный, который способен создать исключительно одаренный художник, каким и является Сокуров. В «Русском ковчеге» режиссер великолепно сформировал у зрителя представление о метафизическом последнем прибежище Большого русского стиля, объединяющем пространства и эпохи. В «Сказке» же мы видим ожившие образы религиозных представлений христианства и Страшного суда, с которым столкнулись герои.
Все действующие лица картины представляют собой не загримированных актеров и не творения нейросетей, а анимированные кадры исторической хроники. Сталин, Черчилль, Гитлер и Муссолини разговаривают, стоит отметить, каждый на своем языке, без проблем понимая друг друга. По словам постановщика, он с командой изучил все имеющиеся кадры документальной хроники, выстроив для всех героев собственный уникальный характер, определяющий в конечном счете шансы каждого на попадание в неведомый мир за воротами Чистилища.
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины», — можно сказать о каждом из героев фильма. Они распадаются на субличности, ведут диалоги с самими собой и насмехаются над окружающими. Безумный Гитлер, колосс Сталин, нервический Муссолини и ждущий прихода королевы Черчилль – полноценные герои этой лабораторной по своему формату картины, и они не вызывают сомнения в своей реальности или соответствии историческим фактам.
Сокуров очень бережно относится к истории и не позволяет себе ни одного категорического суждения или же осуждения героев, предупреждая собственную потенциальную ангажированность и жаркие дискуссии о мифах и правде. Все его герои – личности, волею судеб ставшие персонажами исторической хроники. И человечность каждого, наряду с погружением в мир мифического, делает просмотр «Сказки» крайне увлекательным, заставляя взглянуть на диктаторов, правителей и премьер-министров с точки зрения человекоразмерности их деяний и поступков.
Отдельным героем «Сказки» стал народ, как бесконечное море людских судеб и голосов. Образ этот представлен у Сокурова как текучий поток, сотканный из полустертых лиц, выхваченных из общего шума высказываний и общего песнопения, в зависимости от ситуации становящегося гимном, хоралом или куплетом. И репрессивная диктатура фашизма и нацизма в «Сказке» наглядно изображена с помощью фюрера, буквально «моющего руки» в этом «океане».
«Сказка» стала для Александра Сокурова не только очередной покоренной вершиной в развитии экспериментального подхода к кинематографу, но и поводом вспомнить о временах, когда режиссера упрекали в «формализме и антисоветских настроениях». Из-за сложной общественно-политической ситуации фильм не получил должного представления на мировых киносмотрах, а российский Минкульт решил не выпускать «Сказку» в прокат, заставляя аудиторию вспомнить пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек». Хотя «Сказка» — это далеко не острополитическое, а скорее философско-гуманистическое высказывание, обращенное к человеку.
В результате картина, созданная для большого экрана, получила широкую премьеру для русскоязычной аудитории в интернете на канале Ксении Собчак. Что с одной стороны значительно расширило потенциальную аудиторию, так как любители глянцевых историй и шоу-бизнеса, составляющие большую часть подписчиков Ксении Собчак, скорее смотрят «Слово пацана» и «Содержанок», чем «Молоха» и «Фауста». С другой стороны — нельзя отрицать просветительскую миссию Собчак, в данном случае затмевающую бесконечную погоню за просмотрами на YouTube.
Великий режиссер Андрей Тарковский как-то сказал о тогда еще начинающем Сокурове – «У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…». И это может быть одной из наиболее точных характеристик, определяющих картину «Сказка» — из образов небытия, кадров исторической хроники и фантазии постановщика, не скрывая отдающего дань фантастической стилистике корифеев искусства Гете и Данте, формируется четкое художественное высказывание. Высказывание, в своей сложносочиненности способное стать предметом многостраничных культурологических эссе, но созданное для того, чтобы зритель познакомился с невиданным, почувствовал невероятное и погрузился в потусторонний мир сказки, где Наполеон велик и чертовски обаятелен, Черчилль вечно предан высшему долгу, а Бог все-таки есть.
Текст: Евгения Савкина