Фильм Романа Михайлова «Поедем с тобой в Макао» не испортил мне настроение, оно у меня уже с утра плохое. Но из трёх фильмов Романа этот было смотреть тяжелее всего. Герои «Макао» — это герои Достоевского: опустившиеся мечтатели-неудачники, лишние маленькие люди, которые ничего не смогли добиться. Этот фильм открывает завесу мира игроков.
Смотреть «Поедем с тобой в Макао» стоит хотя бы из-за двух вещей:
1) я не увидела практически ни одного незнакомого лица: в фильме сыграли Анна Завтур, Олег Рязанцев, Юлия Башорина, Иван Ивашов, Роман Агеев, Геннадий Блинов, Фрол Фролов, Евгений Алехин (Борис Рыжий в байопике Сени Серзина, мы в Гатчине познакомились), Иван Пинженин, Мария Мацель, Виталий Коваленко, Евгений Зайфрид и т.д.
2) Летний Питер. Угол Маяковского и Некрасова, аутентичные парадные старинных домов. Петербург мы видим только ночью и всегда идёт дождь. Город засыпает, просыпается мафия. Я теперь буду обращать внимание на рыболовные магазины и «Продукты 24 часа» — вдруг в них тоже есть «двойное дно».
Главный герой картины — Олег (Олег Чугунов ранее снялся в «Наследии» Михайлова) — мальчик из хорошей семьи, учится по блату на юрфаке, у него заботливые правильные мать и отчим. Рутина и обычная жизнь кажутся парню скучными. Но тут из тюрьмы выходит его отец Сергей (Роман Михайлов), отчаянный игрок и сразу становится интересно, легко, трепетно. Отец покажет сыну теневую сторону мира. «Покер — это свобода», скажет он. Эта фраза иронично звучит от человека, который неделю как «откинулся».
Мальчик попадает в Нарнию/Хогвардс/Заколдованный лес: то есть в элитный сквот, где день и ночь «поднимаются» игроки. Но почему-то никто из них на БМВ и Мерседесах последней модели не ездит. И вообще нет ощущения, что у них есть какая-то жизнь за пределами игры. Как говорит один из героев: «Я в покер играю с шестнадцати лет. Я ничем другим в своей жизни не занимался». Олег говорит: «Круто». Я говорю: «Ужасно».
Очень тяжело смотреть на больных людей, я даже отвлекалась от просмотра, хотелось отвести глаза. Игромания — это по сути наркомания. Игроки выигрывают столько же, сколько проигрывают, и сами этого не понимают. Из дутого пластмассового «успешного мира» мы попадаем в мир реальный — психиатрическую больницу. Там Олег навещает отца, сорвавшегося после проигрыша. Видно, что парню неуютно здесь, среди психически больных. Но мне как раз комфортно, а дикие танцы пациентов и персонала (должна ведь быть в жизни хоть какая-то радость) стали моей отдушиной, напоминанием, что в жизни есть что-то хорошее. Напоминанием, что мы люди.
«Поедем с тобой в Макао» — последняя фраза фильма, её отец говорит сыну. Люди могут потерять всё, но продолжают верить в чудо. Макао — метафора Эдема, райского сада, которого нам никогда не достичь.
Текст: Алла Игнатенко