Весь 20-й век в европейском изобразительном искусстве был посвящен процессу подавления устоявшихся антропоцентричных способов выражения. В этом смысле человек как константа стал основной проблемой для художественного осмысления. Это не значит, что «человек» перестал быть важнейшей культурной категорией; скорее, это означает, что «человек» приобрел новый исследовательский потенциал. Век войн, геноцидов и сомнительных экологических успехов, казалось бы, лишил слово «человек» всех его значений, но одновременно создал условия для изучения человека с нетрадиционных, неантропологических позиций. «Человек», которого изучают современные художники, — очень сложный предмет, потому что он постоянно ускользает от прямого понимания и пытается спрятаться за различными этическими, политическими и экономическими штампами.
Таня Сташкова — очень интересная и талантливая современная художница, которая исследует людей через изображение животных, традиционную графику, минимализм в цвете и артефакты различных культур. Ее яркие и выразительные работы можно описать как лаконичные, графичные, парадоксальные, утонченные, вопрошающие, реалистичные, контрастные, использующие монохром и простые цвета. Основной прием художницы — изображение животных с человеческими чертами. Это результат глубоких размышлений Сташковой и ее тонкой, неочевидной философии искусства и человека. Художница прямо и честно исследует иерархию человеческого сознания, которая заставляет нас воспринимать животных как существ низшего статуса. Персонажи Сташковой — это промежуточные существа, трикстеры, маргиналы, которые нагло присваивают себе привилегии людей и домашних питомцев.
Искусство Сташковой построено на том, что в нем есть игра с национальными стереотипами; оно включает как антропоморфных, так и не антропоморфных животных. Особенно интересна ее серия «Джентльмены» — абсурдные и трогательные изображения кошек и собак в костюмах представителей британского среднего класса, высмеивающие пафос этих людей в социальных сетях. Но в то же время это метамодернистская надежда, что животные могут быть милее и адекватнее людей среднего класса. Искусство Сташковой несет сильный социально-критический заряд, оставаясь при этом образцом мастерства и сложным высказыванием о современном мире.
Текст: Сергей Попов