Специально перед спектаклем впервые со школы перечитала (послушала) «Карамазовых» (в последний момент разумеется) и угадайте что произошло — сцены про терзаемого собственными демонами Ивана Карамазова в аудиоверсии не оказалось. Прочитала её в метро по диагонали. Иван (в бреду) и Чёрт (настоящий он или нет — каждому даётся по вере его) ведут богословско-философские споры. С этим разобрались.
Андрей Горбатый-младший в 2015 году поставил на камерной сцене «Мастерской» камерный спектакль с оркестром «Иван и Чёрт». Иван (Дмитрий Житков) — самый умный из братьев, он вывел идею, что Бога нет и поэтому человеку всё позволено. Но Иван — не Раскольников и не идёт на убийство сам, чтобы доказать своё право и значимость, он скорее Ставрогин и убивает отца чужими руками. Руками трусливого никчемного Смердякова, который, как Петруша Верховенский, поклонялся темному красивому демону. Федор Карамазов и Смердяков в могиле, Митя — на каторге за чужое преступление, Алексей, который, как Мышкин, любил вообще всех, во внутренней эмиграции, в собственном мире.
Антон Момот — «чертяка бешеный», красивый франт в шляпе, чрезвычайно обаятельный. Он поёт песни, рассказывает анекдоты, путает, сводит с ума все больше, хочет, чтобы Иван в него поверил, принял своего беса, подружился с ним. Может и пинка ему дать, подчеркивая свою реальность. Иван Карамазов, который прочитал много книг, понял их по-своему и даже собственную написал, никому не нужную, поглощен собственной ненавистью. На его руках чужая кровь и он никогда не простит самого себя. Ему остаётся только каяться и пытаться понять, есть ли Бог и что там — после смерти.
Оркестр (Ульяна Лучкина — скрипка, Андрей Дидик — контрабас, Евгений Семин — аккордеон) — полноценные участники спектакля. Они рассказывают предысторию, а потом, после встречи с Чёртом, уже на суде, допрашивают Ивана Карамазова и, конечно, не верят ему. Георгий Воронин — мужик, которого, замерзающего, спас Иван — и хотел бы ему помочь, но Ивану ничего уже не поможет. Самый жестокий суд, на котором он предстанет — суд его собственной совести.
Не знаю, почему «Братья Карамазовы» в детстве мне казались такими скучными. Это ведь остросюжетный детектив, а отчасти и триллер. Кроме того, в «Мастерской» Достоевский получился дерзким, яростным, хулиганским и даже чуть-чуть смешным.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра