Атмосферный фронт сказок накроет зимний «Севкабель» 14 декабря! Осторожно, возможны осадки в виде интерактивных чудес. Гостям предлагается посетить выставку «Тайна забытых сказок», создателем которой является Алексей Франдетти. Мы его знаем как главного режиссера театра «Ленком Марка Захарова», лауреата трех национальных театральных премий «Золотая маска». Но сегодня мы увидели Алексея как заступника сказок. Как выставка исцеляет воображение, почему мы разучились рассказывать истории, как сохранить сказочника внутри себя? Об этом — наш разговор.
ОКОЛО: Как вы попали в этот проект?
Алексей Франдетти: Меня подтолкнул мой давний друг, продюсер выставки и мега-человек, Саша Начкебия! Мы давно хотели вместе что-то сделать, в один момент он сказал: «Поехали!». Так я попал в эту историю. Мы впервые вместе работаем, спустя 10 лет дружбы. Изначальный замысел маленького спектакля на двоих артистов вдруг разросся в нечто масштабное.
ОКОЛО: Как возник сюжет и собрались персонажи?
А.Ф.: Я вдруг понял, что не могу рассказать сказку своему ребенку. Хотя, в силу профессии, замечательно произношу заученные тексты. Сочинить сказку с нуля было сложно. В какой-то момент ошметки сознания начали что-то вытаскивать. Первыми появились персонажи, решил поработать с ними. Затем подключился научный консультант, который помогал нам разбираться в значении сказок.
ОКОЛО: У каждого есть свое объяснение сказки. Что она означает для вас?
А.Ф.: Сказка — моя профессия, я рассказываю истории. К детским спектаклям отношусь более детально. Я сам папа троих детей, мне хочется, чтобы мои дети получали максимально качественный проект. Для меня сказка — это в первую очередь история, которая должна быть рассказана по драматургии: завязка, кульминация, развязка. То же самое, что происходит в нашем спектакле-путешествии. Зритель надевает наушники и оказывается уже внутри истории, у которой есть свой темпоритм, пиковые точки. Трекинг выстроен жестко.
ОКОЛО: Что из себя представляет выставка?
А.Ф.: У нас есть интерактивная часть, когда мы работаем со зрителем. Видео-контент, который мы разрабатывали вместе со студией «Шоу Консалтинг», где снимали наших артистов. Кстати, у нас задействован потрясающий Джинн — это артист, которого мы 3 часа гримировали, а потом поняли, что у нас нет умывальника. Но мы осознали это уже после.
ОКОЛО: Есть такая фраза: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Где сказка начинается у вас? И где продолжается былью?
А.Ф.: Все замешано. Сложно сказать, где проходит эта грань. Мы с вами сейчас сидим — нормальные взрослые люди, а вокруг нас сказочные декорации, мы становимся героями сказки. Хотелось бы, чтобы зритель, попадающий в наше пространство, не до конца понимал, что с ним происходит: настоящее или придуманное.
ОКОЛО: В одном интервью вы сказали, что каждый человек — это сказочник. Как людям сохранить эту сказку внутри себя?
А.Ф.: Необходима серьезная доля смелости для того, чтобы сохранить в себе сказочника и внутреннего ребенка. Это очень тяжело. В первую очередь, нужно быть добрее, а дальше сказка сама подтянется.
ОКОЛО: В наше время людей-сказочников обвиняют в нездоровом эскапизме. Говорят, что они живут в своем мире. Как им быть?
А.Ф.: Продолжать идти своей дорогой. Помните была такая песенка в мультфильме «Маленький Мук»: «Иди, мой друг, всегда дорогою добра». Вот он - путь.
ОКОЛО: Одни воспринимали снежную королеву, как волшебницу, другие видели в ней злодея. Как понять, где доброта персонажа, а где холодное сердце? Как художник заставляет нас влюбиться в отрицательного героя?
А.Ф.: У отрицательных героев есть своя боль, которую мы понимаем. Та же Снежная Королева — одинокая женщина. От холода и одиночества она обозлилась. А с другой стороны, может она просто ищет себе сына.
ОКОЛО: Почему вы перешли на формат выставки?
А.Ф.: Новые форматы — это те сказочные миры, которые я могу открывать благодаря своей профессии.
ОКОЛО: Чем отличается работа над выставкой от работы над спектаклем?
А.Ф.: Иная динамика происходящего. Нам было важно, чтобы это был аудиоспектакль, а не просто выставка. Аудиовизуальный спектакль, когда человек идет и сохраняется действенная составляющая. Но, как в любом спектакле, все всегда проверяется на зрителе. Сейчас появятся первые посетители, благодаря которым мы поймем, где можно убавить звуковую дорожку, или наоборот добавить каких-то звуков.
ОКОЛО: С какими неожиданностями пришлось столкнуться?
А.Ф.: Мне кажется, там все сплошь была одна большая неожиданность, потому что мы планировали открыться раньше.
ОКОЛО: Когда?
А.Ф.: Мы отодвинулись на полгода по разным причинам.
ОКОЛО: Планируете создавать выставки дальше?
А.Ф.: Мне хотелось бы поработать с настоящими музейными экспонатами.
ОКОЛО: Откуда у вас возникла любовь к сказкам?
А.Ф.: Во-первых, любовь к сказкам появилась благодаря моей бабушке. Каждый вечер перед сном она ведала мне о приключениях вымышленного представителя северных народов. Во-вторых, свою роль сыграли пластинки фирмы «Мелодия» с радиоспектаклями. Я на них вырос и подсадил своего ребенка. Иногда наше взрослое и детское восприятие творит удивительные вещи. Я сейчас готовлюсь к одному из больших спектаклей в Москве и не понимаю, почему в советском фильме Красная шапочка и волк переодеваются в католических монахов. В такие моменты думаешь: «Ребята, что вы там употребляли, что это вдруг так преобразовалось».
ОКОЛО: Ну, у нас с вами тоже интервью под грибами.
А.Ф.: Да, точно. Мы так и назовем его «Интервью под грибами».
ОКОЛО: У нас есть печатная машинка, напечатайте себе на память одно слово: «сказка».
А.Ф.: Ого, с удовольствием. Мои первые сценарии были напечатаны именно на бабушкиной печатной машинке.
Сказки живут тогда, когда мы с вами их рассказываем. Для того, чтобы не терять эту способность, нужно ухаживать за своим воображением. Лелеять его на всевозможных выставках и спектаклях. Когда внутри человека живет целый мир, у него не возникает вопросов, как им поделиться с другими. Выставка «Тайна забытых сказок» обещает подарить вам свой дивный новый мир.
Интервью подготовила Ксения Махровая
Фото: Иван Андреев