Театр часто открывает мне в литературе новые имена - Светлана Землякова в камерном театре «Среда 21» выпустила премьеру «Страна происхождения» по прозе Дмитрия Бакина, издавшего всего лишь два сборника рассказов, но известного в девяностые и даже получившего «Антибукер». Премьера состоялась 7 и 8 декабря. В спектакле заняты: Петр Алексеенко, Дина Губайдуллина, Игорь Кузнецов, Мария Тухарь.
Землякова соединила в спектакле два рассказа - про нелепого человека с говорящей фамилией Бедолагин (с которого написали иконы для местной церкви, и человека, пришедшего с фронта, который ничего, кроме холода, вокруг себя не распространяет.
Проза Бакина очень сложно адаптируется для театра - в ней важен не сюжет, не персонажи, не диалоги, а метафорический язык (явно отсылающий к Платонову) и ощущение течения времени (вернее, не-течение - оно как-то остановилось).
Ощущение замкнутости есть в очень простом сценографическом решении: дверь (или окно) - единственный кусочек внешнего мира (там на проекции мелькает то дорога, то пейзаж). Но его персонажи не видят - они замкнуты в своём мирке.
Сюжет этой истории крайне простой - незнакомец, вернувшийся с войны, женится на девушке; в их доме холодеет все, к чему он прикасается (даже цветок покрывается инеем); в конце выясняется, что у него в сердце сидит «свинцовая пуля» - причем попавшая туда не во время войны, а доставшаяся ему как наследие от очень дальнего и давнего родственника (главный интерес в жизни этого Бедолагина - генеалогия - ватман с семейным древом он постоянно разворачивает и разглядывает). Отсюда и нехитрая мысль текста/спектакля - все мы носим в себе такие «пули» (травмы), доставшиеся нам по наследству, которые сжигают нас изнутри. На эту тематику можно было бы порассуждать подробнее и интереснее, но спектакль очень резко заканчивается и обрывает эту мысль, поэтому она и кажется слишком плоской и неразвитой.
Актеры - недавние выпускники Мастерской Олега Кудряшова. И, кажется, они ещё слишком старательные - я, сидя в первом ряду, прямо видела, как они тщательно артикулируют каждое слово. Понимаю, что, видимо, это была режиссёрская задача - чтобы подчеркнуть все «странности» и метафоры текста - но, по-моему, это работает ровно в противоположную сторону.
Текст: Нина Цукерман
Фото театра