Осень 2023 года смело можно назвать временем Шостаковича: MusicAeterna открыла сезон 13 симфонией, Валерий Гергиев в Мариинском с привычным размахом заявил и исполнил цикл “Все симфонии Шостаковича”, Михайловский вернул в репертуар балет “Светлый ручей”, которому (и с которым), кажется, всё нипочём. Камерные площадки не отстают, и речь не только про струнные квартеты: ещё в начале лета “ЦЕХЪ театр” выпустил премьеру “Сказка про жадность | Шостакович”. Не будем вдаваться в рассуждения о причинах нарастающей востребованности и актуальности композитора, этому посвящена не одна блестящая лекция (их число, наверняка, тоже будет расти). Скажем только, что многое он создавал “вопреки”, а многое из того, что с ним происходило (причём как страшное, так и почётное) было абсурдно. Вселенная Шостаковича немыслима без иронии, и именно ироничные романсы автора легли в основу спектакля. В постановке участвуют Иван Решетняк, Анастасия Стебнева, Андрей Пирог, Юлия Пирог, Роман Прудников.
Жанр определён как “спектакль-концерт”, хотя я бы без раздумий нарекла его опереттой или мюзиклом, в зависимости от тяготения к “соц-реализму” или “кап-реализму” (о преодолении которых пойдёт речь в спектакле). Возможно, как раз этот соц/кап выбор авторы делать не хотели и оставили нейтральное “концерт”, тем более - спектакль вырос из квартирника, а до этого - из студенческих этюдов на курсе вокала. Помимо пяти романсов на слова из журнала “Крокодил” (1965), увековечивших жалобы, заявления и восторги советских читателей, в спектакле звучат песни “Таракан” и “Любовь капитана Лебядкина” из цикла “Четыре стихотворения капитана Лебядкина” (1974), “Песня о нужде” из цикла “Из еврейской народной поэзии” (1948) и “Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия” (1966). Но и это ещё не всё: вторую половину музыки к спектаклю дописал его (спектакля) соавтор Андрей Пирог, исполняющий все вышеназванные пьесы на пианино и роль Шостика - астрального брата Шостаковича и нашего провожатого в мир “Сказки про жадность”. Не переживайте: разобраться, где Дмитрий Дмитриевич, а где двойник, будет просто - герой то надевает, то снимает очки, маркируя авторство (о чём предупреждает заранее).
Отдельно хочется восхититься декорациями Игоря Каневского. Доступные мне фотографии почему-то не передают их сдержанное очарование, но солнце с лучами из веника и парниковой двери запомнится мне надолго. Сюжет пересказывать не будем: это невозможно, да и ни к чему. Место нашлось и коротенькой лекции про тональность и додекафонию (хотя не помешала бы и лекция о модерне, пост- и метамодерне), и неожиданной межпространственной и межвременной встрече родных астральных душ, любви с первого взгляда и даже драке в автобусе (которую, впрочем, как раз могли ожидать зрители, хорошо знакомые с названными выше вокальными циклами).
“Скелет” постановки не просвечивает: видно, что она обросла сюжетными поворотами и внутренними взаимоотношениями персонажей за долгий период подготовки, так что нужно просто довериться режиссёру, который “неизвестен” и погрузиться в сказку. Закончится всё плохо (позволим себе этот спойлер), но это не повод не устроить постапокалиптическую дискотеку! К ней как раз советую подготовиться и пуститься в пляс на поклонах, когда ещё вас пригласят танцевать под Шостаковича в “туц-туц” обработке?! Памятуя о нарастающей популярности композитора, может, и пригласят, но сначала спляшите за себя и меня в “ЦЕХЪ театре”.
Текст: Лиза Ординарцева
Фото театра