В начале ноября Дом Радио представил первую драматическую премьеру «Дом 2/27» –недокументальный спектакль об истории здания и его жителей в жанре музыкальной фантасмагории.
Привычная до электронной музыки, лекций и хоровых концертов студия им. Шостаковича трансформировалась в перекресток исторических дорог, тропинок и магистралей нынешнего Дома Радио. Когда-то по бесконечным коридорам и запутанным лестницам ходили члены петербургского Благородного собрания, тут же делили койки больные в госпитале японского отряда Красного креста, разыгрывали пьесы в Пролеткульте и тайком записывались в Радиокомитете, вели эфир на весь Ленинград во время Блокады. Все эти (и не только) исторические пласты представили в постановке почти равнозначно, что безусловно вызывает недоумение, но позже понимаешь логику постановщиков. Именно так – широкими мазками, ярким эклектичным полотном, перед командой Дома Радио и зрителями постановки встаёт стеной богатая история здания и его жителей. Не запутаться в карте, вдоль и поперёк расчерканной историей, кажется сверхзадачей.
Со сложным наследием работала молодая команда под управлением куратора и режиссера Елизаветы Мороз. Вот, что она сама говорит о постановке: «Дом 2/27 – первая премьера театрального направления Αθεατρον, поэтому для меня особенно важно сделать определённый театральный ритуал и вступить в контакт с тем пространством, в котором мы в дальнейшем собираемся творить. Первым источником вдохновения для всей нашей команды является само пространство Дома Радио. Мы пытаемся смоделировать ситуацию, когда сам Дом начнёт резонировать и отвечать нам. Я очень хочу, чтобы история этого места, которая содержится в архивах, трансформировалась в эмоциональное переживание. Для меня это, в том числе, рефлексия на тему, как найти свое место в этом сложном пространстве».
Документальные и архивные материалы стали основной драматургии Ольги Потаповой. Клей для разномастных историй она выбрала традиционный: Он (Евгений Шолков) и Она (Анастасия Балуева), история сложных и запутанных отношений. Отсюда выросла непростая задача для актеров. Им необходимо существовать с текстами на трех уровнях: сюжетно-бытовом, историческом с разными характерными времени словами и динамикой и философско-абстрактном. В предметной картинке молодая пара с проблемами в отношениях оказывается на вечеринке в Доме Радио (наше время). Запутываясь по началу в своих отношениях, а затем и блуждая в коридорах физического здания, они теряются во времени, проваливаясь то в одну эпоху жизни Дома радио, то в другую. Декорации практически не меняются и подсказкой для зрителя появляются проекции с годом событий. Визуальные и сценические решения получились особенно удачно (художник Тимофей Рябушинский): целлофановая пленка как туманом покрывает всю сцену. Она же – ширма и занавес, она же – шлейф воспоминаний, она же – пелена памяти. Список можно продолжать, перед нами многогранный работающий инструмент-символ. Работа со светом (художник по свету Айвар Салихов) подхватила эту метафору. В музыкальном плане (композитор Кирилл Архипов) постановка похожа на кассету с записанными поверх нее несколькими диктофонными дорожками. Пестрое, но приглушенное по насыщенности, полотно сложно зафиксировать вокруг одного впечатления, но хочется отметить разнообразие инструментов. В том числе, в спектакле звучит живой аккордеон и редко гость в театре – терменвокс. Если с точки зрения драматургии и сценических решений спектакль выполнен достаточно предсказуемо (за исключением некоторых решений с введением в постановку акробатов), то с точки зрения работы над постановкой – это очень смелый эксперимент. Во-первых, чтобы решиться на запуск нового театрального (пусть и драматического) направления в рамках экосистемы musicAeterna, где уже есть оформленные танцевальная труппа, хор и оркестр, нужно обладать и достаточной уверенностью в успехе затеи, и кредитом зрительского доверия.
Такие условия дарят право на пробы и ошибки, творческий поиск. Второй эксперимент: режиссер постановки Елизавета Мороз до этого не работала с прозаическим текстом. Её экспертная область – опера, поэтические спектакли и перформансы. Зритель Дома Радио знает ее и по недавней премьере оперы-оратории по Генделю на Дягилевском фестивале 2023 года и по чуть более ранней работе на том же фестивале – поэтическому спектаклю «Спорынья». И третье по очередности, но не по значимости: под постановку собран неоднородный актёрский каст, что придает свежести и динамики в сценических решениях, но и добавляет хаоса в массовых сценах. Помимо двух ведущих ролей по сюжету, в спектакле присутствует хор (вероятно, на манер привычно для режиссера оперного миманса). Хор собран из первоклассных (Янина Лакоба, ведущая артистка Александринского театра, Женя Анисимов, знакомый всем любителям независимого театра) и начинающих актеров, которые еще ищут свое амплуа, набирают инструментарий.
Одной из ключевых задач театрального направления Αθεατρον Елизавета Мороз заявляет «создание нового театрального языка и формирование поля», а это процессы не быстрые. Будем считать, что мы зафиксировали старт.
Текст: Елена Свиридова
Фото: Людмила Бурченкова