L.A.D.: агрегатные состояния Леонида Аркадьевича. Взгляд хореографический

9 ноября в Александринском театре одноактные балеты на музыку Леонида Десятникова открыли гастроли в Санкт-Петербурге спектаклей-номинантов Золотой маски. Вечер прошел под кодовым названием «L.A.D.» Это аббревиатура имени одного из самых исполняемых современных российских композиторов – Леонида Аркадьевича Десятникова.

 

Музыкальным руководителем спектакля выступил Алексей Гориболь, давний соратник композитора. Так хорошо, как он, музыку Десятникова, пожалуй, не знает и не исполняет никто. Постановка – совместная работа труппы «Урал Опера Балет» (Екатеринбург) и популярных молодых хореографов. Помимо работы Славы Самодурова, бывшего главного хореографа «Урал Опера Балет», в рамках вечера представили балеты нынешний руководитель балетной труппы театра Максим Петров, а также танцовщик и хореограф Андрей Кайдановский и Максим Севагин, танцовщик и хореограф Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера «L.A.D.» состоялась осенью 2021 года и теперь, после ошеломительного успеха на Маске и гастролях, в Александринском спектакль показали последний раз.

Три акта, четыре балета, живое исполнение музыки – почти два часа сплошной красоты: от рафинированных «Подмосковных вечеров» до пронзительных и страстных дуэтов на стихи Державина. В основе всех опусов небалетная музыка, и это еще раз подчеркивает особенный характер мелодичности сочинений Леонида Аркадьевича. Композитор творит на грани между бессюжетными формами и конкретным, почти вещественным звучанием.

Десятников-композитор постироничен и даже кокетлив в музыкальных высказываниях. Ему присущи множественные цитаты (скрытые и угадываемые), эксперименты с ритмом и переосмысление литературного наследия.

Вечер открыли «Три тихие песни» для трех пар танцовщиков. Это балет Максима Петрова на ранние сочинения Десятникова: титры к фильму «Подмосковные вечера», пьесы «В честь Диккенса» и «Вариации на обретение жилища». В этой постановке самые буквальные» декорации: гигантский мишка словно из папье-маше (художница Мария Трегубова) и миниатюра детской комнаты. В начале всего вечера на несколько минут нам даже показалось, что в «L.A.D.» удастся проследить эволюцию творчества Десятникова в формате детство-отрочество-юность. Напрасные ожидания простых решений: между собой постановки были связаны лишь труппой и композитором. Самые известные сочинения Леонида Аркадьевича прозвучали в первом акте. После лирических и с хореографической, и с музыкальной точки зрения, «Трёх тихих песен» на сцену вырвалась экспрессия струнных.

Максим Севагин в «Безупречной ошибке» проделал кропотливую работу переводчика музыкальной партитуры в хореографическую плоскость. Жонглирование темами и ритмами сглаживается танцевальными решениями, а где-то напротив – подчеркивается. Десятников в интерпретации Севагина превращается в почти Стравинского, несмотря на то, что музыкальная партитура предполагает диалог с Шубертом. В основе балета Севагина пьеса для скрипки и фортепиано «Как старый шарманчик». Как известно, сочинение написано специально для Гидона Кремера с идеей оммажа Шуберту. В пьесе заложен декаданский эстетизм и это отражается в балетном высказывании. Во втором действии меланхоличная доминанта продолжается. Андрей Кайдановский поставил «Праздник уходящих». Своеобразный дэнс макабр, но со свойственным для Десятникова романтизмом, звучит в сочинении «Эскизы к закату» из одноименного фильма. «Праздник уходящих» – черное торжество, танцы на костях выполнены у Кайдановского гротескно. Множество экспрессивных и сюрреалистичных образов кружит голову. В этой пестроте сам танец иногда теряется.

Финальное, третье действие, было посвящено кантате «Дар» на стихи Державина и значительно отличалось от других постановок. Балетную интерпретацию сложного вокального сочинения выполнил Слава Самодуров. В его постановке танцевальное измерение расширяется: на сцене появляется хор, видеография выступает еще одной плоскость спектакля. «Получилось коллажно и не без привлекательного хулиганства, которое у Десятникова в избытке,» – делится хореограф. В итоге перед зрителем за без малого два часа проносятся музыкальные пики вершин творчества Леонида Аркадьевича, разнообразие балетных форм и главное – путей работы с музыкой. Каждый хореограф решил для себя: идти ли ему за мелодией, выступать в противовес, искать образы для иллюстрации истории на сцене или создать нечто вроде манифеста и философского размышления о профессии. Так мы увидели калейдоскоп «L.A.D.», а чьей руке принадлежал какой подход – решите сами.

Текст: Елена Свиридова

Фото Елены Леховой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения