Немногие петербургские театралы знают о существовании молодежного суперкамерного «Ерундопель-театра» – места, рассчитанного всего на 20 зрительских мест, и расположенного во дворах легендарного Арт-центра «Пушкинская, 10». Кажется, это место уже не одно десятилетие насквозь пропитано творчеством, и сам воздух заряжает на всякие театральные авантюры и опыты.
Независимый и самобытный «Ерундопель-театр» был создан более 14 лет назад и на сегодняшний день имеет в своем репертуаре широкий выбор спектаклей для самых разных возрастов и художественных запросов. Одна из таких постановок – недавняя премьера спектакля-обряда «Сужено-ряжено» в инсценировке Натальи Уполовниковой, собранного в коллаж по мотивам русских народных сказок, произведений Александра Пушкина и Надежды Тэффи. Небольшое возвышение сцены, два коротких ряда мест для зрителей – приходится периодически поджимать ноги, чтобы артист смог пройти мимо – и ведущая на второй этаж лестница.
Суперкамерней почти некуда. Мигает свет и выходят три босых Существа – если бы я не прочитала потом на сайте театра их идентификацию, то я бы вряд ли соотнесла их со скоморохами (Олег Горсков, Александр Спицын и Александр Шалыгин). И начинается обряд, шаманство, волшебство. Пристально посмотрев в глаза всем пришедшим на спектакль, скоморохи в белых льняных свободных одеждах с вышивками заводят стих-песнь, переливающийся из одной истории в другую… То надевая какие-то шикарные многосоставные головные уборы, напоминающие кокошник и скрывающие часть лица, то вязаные языческие маски-балаклавы, закрывающие лицо полностью, они как бы говорят «мы всего лишь маски и ведем историю от их лиц». Сказка Пушкина «Жених» («Три дня купеческая дочь…») про страшный и вещий сон юной девушки Наташи, результатом которого стала казнь ее жениха; русские народные сказки, знакомые широкой публике по сборнику собирателя русского фольклора Александра Афанасьева, – например, про Правду и Кривду, где Правде вырывают глаза (но сила, как мы знаем, все равно остается за ней), или сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» о том, как две старшие сестры убили и закопали младшую, или сказка «Василиса Прекрасная» о том, как девушка жила в гостях у Яги; или сказание о вещунье, где девушка поменялась местами с «небесной сестрой» и осталась жить на небе, а та отправилась на землю; сказка Надежды Тэффи «Баба Яга» о старой ведьме, до смерти запутавшей-закружившей в снежном вихре едущего к своей любимой молодца. «Баба-Яга! Старая, страшная! Людоедка проклятая! Ах, какая же ты чудесная, певучая, хрустальноокая! БО-ГИ-НЯ. Бери меня в твою смерть — она лучше жизни» – ну, какой же пленительный слог! Так же пленительно и певуче раскладывали на троих реплики исполнители всех ролей – один начинал историю, второй подхватывал, третий завершал. И так по кругу под замирающий или пускающийся в разноцветных пляс свет.
Спектакль поставлен с сильным акцентом на пластику – актеры почти ни на минуту не останавливают свой обрядовый танец, перемещаются по сцене, пританцовывают, спускаются ближе к зрителям. И все это действие оттеняется точно выверенным и подобранным музыкальным сопровождением – «Runa Project», «Zventa Sventana», «Vetkafolk»… Это все коллективы, в работах которых органично переплетаются аутентичный фольклор и современная электронная музыка. Всего на один час скоморохи погружают зрителей в мистический мир обрядов и сказок – сказок часто кровавых, но по-своему завораживающих. Но вот свет мигнул в последний раз – тут и сказке конец, а кто слушал (читал) – молодец.
Текст: Дарина Львова
Фото театра