GENOM Дома Радио

16 и 17 ноября в Доме Радио прозвучал “GENOM” - концерт экспериментальной музыки в исполнении ансамбля MusicAeterna Folk, певицы Сюзанны и саунд-продюсера Никиты Каменского. Куратор проекта - Алексей Ретинский.
Как и многие события в Доме Радио, концерт стал результатом лаборатории. Сюзанна и MusicAeterna Folk искали пути к сотворчеству, обращаясь к корням и историческому наследию. Сопроводительных и подготовительных мероприятий в этот раз не было, публика встретилась с создателями сразу на концерте.

Встреча была впечатляющей, из тех, что остаются в памяти на вкладке уникальных событий. Музыканты исполнили 15 композиций, искусно сплавленных в одно полотно, и в этом единстве ощущалась кураторская и композиторская рука Алексея Ретинского. Подобный подход применялся в другом его проекте - концерте уличных музыкантов “Город как звук”, представленном ровно 5 месяцев назад. Если тогда в звуке улиц мне (крайне субъективно) не хватило гитары, то в этот раз гитарные соло Никиты Каменского стали хребтом концерта. В материале превалировали народные песни, из авторских композиций Сюзанны были исполнены три. Артисты на протяжении всего часа существовали в плотнейшем взаимодействии, поэтому без программки, несмотря на кажущийся контраст источников, отследить “передачу эстафеты” было бы непросто.

Хочется отметить, что я пришла на “GENOM” в “точке ноль”: впервые услышала о Сюзанне из анонса (хотя она довольно популярна и её поклонники составили, кажется, около 70% аудитории концерта), а концерт-презентацию MusicAeterna Folk в начале лета пропустила (билеты тогда разошлись за пару часов). И удивительным образом эксперимент прозвучал для меня геномом Дома Радио, хотя понятно, что в названии подразумевалось другое, а логически объяснить, как новый фольклорный коллектив и приглашенная исполнительница попали в моём восприятии в ДНК площадки, нельзя. Вдруг вспомнился один из первых опытов в Доме Радио: концерт британских музыкантов “Young Echo” (в ночь со 2 на 3 февраля 2020), регистрацию на который подтверждали в ручном режиме, тогда все ещё исправно оставляли телефоны в ячейках, я пришла одна и ни с кем не была знакома, в зале люди преимущественно распределялись по стенкам и никто не танцевал. Как иначе такой концерт ощущался бы мной сейчас! Кстати, единственная смелость, которой мне, пожалуй, не хватило в “GENOM” - возможность танц.партера. Скученности, конечно, не хотелось, но желание слушать “в ногах” было у многих. Жаль, что пандемия не принесла нам формат “разряженного танцпола”, где зрители были бы рассредоточены в зале согласно рядам и местам, но стоя.

Возникали в памяти и многие другие впечатления, подаренные мне Домом Радио за эти 1423 дня (спасибо таймпаду за подсчёт) с первой встречи. Но главное - 16 ноября 2023 года Дом Радио звучал для меня собой, своей мощнейшей и мастерски управляемой энергией. Думаю, дело тут, конечно, в композиторе Алексее Ретинском, чья резиденция началась как раз зимой 2020, и продюсере Катерине Ростовцевой, запустившей MusicAeterna Folk. Могу только пожелать себе и вам не пропускать их дальнейшие проекты, если Дом Радио вам созвучен. А ещё у меня появилась зрительская заветная мечта: некое событие, где были бы задействованы и оркестр, и хор MusicAeterna, и MusicAeterna Dance, и MusicAeterna Folk, такое “Youkali” четырёх измерений, и непременно в родном пространстве.

Текст: Лиза Ординарцева 

Фото Дома радио 

Отзывы