Берегите сердце

«Сердцедёр» – это не просто осенняя премьера театра «Karlsson Haus», это настоящее испытание для зрительского сердца. Кажется, самые черствые люди не могли бы остаться равнодушными, наблюдая за жизнью этой проклятой деревни. Главные персонажи спектакля – куклы. В «Karlsson Haus» куклы – произведение искусства. Их нельзя назвать красивыми, но можно назвать особенными. Каждая является уникальным воплощением характера персонажа, а автор Борис Виан наполнил свое произведение отборными тварями.

Клементина – огромное, тряпичное рыхлое создание, которое занимает большую часть сцены. Чтобы с ней управляться, требуется несколько человек. Ее не уносят за кулисы, похоже, она туда и не поместится. В тех сценах, где у нее нет действия, она все равно будет лежать скомканная в углу. Клементине больно, она рожает тройню. Врача для нее не найдется, среди зрителей - и то только педиатр, не умеет принимать роды. Клементина ненавидит мужа за то, что он сделал с ней это. Импровизированных акушеров - за то, что видят ее такой. Детей – за огромный живот и родовые муки. Но детей она полюбит, убедит себя полюбить. О! Что это будет за любовь! Неиссякаемый поток безосновательной тревоги: «они могут упасть в колодец, попробовать ядовитых фруктов, заразиться туберкулезом, подцепив палочку Коха, потерять сознание, надышавшись аромата пахучих цветов, упасть с дерева, упасть на бегу и сломать ногу…». Ее страхи озвучит Маша Коркодинова. Она же будет ее жалеть. Сначала и мне ее будет жаль. Но ее удел – треугольник Карпмана. Насколько измученной жертвой она будет сначала, настолько же непреклонным тираном она станет для мужа, настолько же чудовищным спасателем она станет, защищая своих детей до тех пор, пока не запрет их в стерильный стеклянный куб.

Муж Клементины Ангель ангельски выносит вздорный характер жены. Маленькая долговязая лысая кукла. Нутро его – бутылка. Возможно, именно в ней он находит успокоение. Несоразмерно длинные ноги и руки позволяют завязать его узлом, голова легко отвинчивается от тела. Пожалуй, он самый добрый персонаж спектакля. Никому не делает очевидного зла, никому не противостоит, но и никому не интересен. Строит себе лодку, чтобы не злить жену, и покидает дом. «Вы утонете. На такую удачу я даже не рассчитываю». К нему можно было бы испытать сочувствие, если бы он вызвал каплю уважения.

Служанка этого семейства вовсе не удостоилась чести быть целой – она лишь нижняя половина манекена в трусах и длинной юбке. Так сложилась ее жизнь. С 12 лет ее домогался отец. С тех пор задирать юбку для нее легче, чем разговаривать. «Он сказал, что не хочет, потому что я уродина. А коли мой отец так сказал, значит, так оно и есть, а из-за вас я пошла супротив отца, и теперь я – скверная дочь». Ее было бы жаль, если бы не было так горько.

Вся деревня держится на Сляве. Это тряпичный червяк с зубастой пастью. Ему платит каждый житель деревни, когда скидывает в реку свой стыд. Слява должен ловить нечистоты ртом, искупляя чужие грехи. Его было бы жаль, если бы не было так омерзительно.

Психоаналитик Жакмор – новый житель деревни. Его сложноустроенная личность в одной кукле не умещается. Иногда это человек Михаил Шеломенцев, иногда треножник с фотоаппаратом, а иногда его уменьшенная до размера ладони трехногая копия. Этот персонаж всегда в маске, наверное, потому, что психоаналитику полагается быть беспристрастным. Жакмор пуст по своей природе и фанатично увлечен психоанализом, потому что желает себя наполнить переживаниями других. Начав знакомство с деревней с дома роженицы, он побывает в столярной мастерской, где мастер издевается над подмастерьями, поприсутствует на мессе, где кюре устроит драку между прихожанами, застанет на площади аукцион стариков, которых будут распродавать за 40 франков. Можно было бы предположить, что он сбежит или воспротивится, но ни автор Борис Виан, ни режиссер Евгений Корняг не готовят зрителю мало-мальски счастливого финала. Час с небольшим потребуется Жакмору, чтобы стать полноправным жителем этой деревни, научиться бить, унижать, совокупляться с клиенткой и, как и все, платить Сляве за искупление стыда. Слява – единственный удачный его пациент. Его Жакмору удалось психоанализировать полностью, вычерпать все плохие воспоминания и Слява исчезает. Жакмору придется встать на его место. Его было бы жаль, если бы он к этому моменту не вызывал ненависти.

Маленький подмастерье Андре в финале забирает из дома Клементины забытый молоток. Он видит запертых детей. Он думает: "Наверное, так чудесно сидеть вот так вот, всем вместе, и чтобы кто-нибудь лелеял тебя в маленькой клетке, полной тепла и любви". Его было бы жаль. Их всех тут было бы жаль, если бы к этому моменту не было бы так больно в клочья разодранному сердцу.

Текст: Катерина Егорова 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения