XXXIV фестиваль новой музыки «Звуковые пути» открылся концертом “Венгерский рок” 18 ноября в Малом зале Петербургской филармонии. После головокружительного упоения точностью (почему-то возникали ассоциации с Форсайтом) музыки Дьёрдя Лигети мы встретились с новым художественным руководителем фестиваля Артуром Зобниным.
ОКОЛО: Как вы себя чувствуете в связи с открытием фестиваля? Вы и музыкант, выступающий на сцене, и организатор.
Артур Зобнин: На самом деле, сегодня мы исполнили очень сложную программу (как скрипач Артур играл в трех из пяти прозвучавших сочинений - прим. ред.), в неё сил вложено много было! Надо сказать, что как организатор не я один вкладываюсь в это, работает команда, и работает по максимуму. Я в данном случае себя ощущаю, скорее, как музыкант.
ОКОЛО: Тогда сразу спрошу, почему начали с Лигети? Помимо того, что в этом году исполняется 100 лет с его рождения.
А. З.: Лигети - классик авангарда! И это вызов такой исполнительский. Собственно говоря, мы думали, что “Камерный концерт для 13 инструменталистов” будет петербургской премьерой, но нас консорт “Gamajun” опередил (они сыграли 11 июня 2023 г. на Новой сцене Александринского театра в рамках фестиваля “Суть музыки” - прим. ред.). Но мы не расстраиваемся по этому поводу: значит, мы в правильном направлении мыслим. Важно, чтобы Лигети звучал. Это требует много сил, конечно! В репетиции нужно вложить больше, чем обычно. Но необходимо, чтобы эта музыка звучала и звучала так, чтобы музыканты максимально старались в это вложиться. Просто потому, что это крутая музыка, что говорить-то.
ОКОЛО: В начале концерта Александр Юрьевич Радвилович передал вам руководство фестивалем и сказал, что вам сейчас столько же лет, сколько было ему, когда он основал «Звуковые пути».
А. З.: Уже нет. Уже будет 35.
ОКОЛО: Но Вы с фестивалем тоже почти ровесники. Когда для Вас произошла первая встреча с фестивалем? И что он для вас значил, значит?
А. З.: В консерваторское уже время. Но это не значит, что до этого новую музыку я не слушал. В училищные годы ходил на Фёдора Юрьевича Леднёва с eNsemble. Я учился как струнник, но можно было взять факультатив по дирижированию. Буквально несколько уроков, но очень ценных! Сейчас это невозможно представить, но тогда получилось так, что по нагрузке меня не смог взять другой преподаватель, и по счастью меня вдруг распределили к Фёдору Юрьевичу. И, соответственно, я ходил на концерты eNsemble, которые где-то меня впечатляли, где-то, может быть, меньше, но, тем не менее, это была хорошая слуховая практика.
ОКОЛО: Ответственность на 34 года вперёд чувствуете? Или легче к этому относитесь?
А. З.: Я за более быструю сменяемость, скажем так.
ОКОЛО: Да, сейчас время быстрее идёт. Вы уже сказали, что над фестивалем работает команда, но она же камерная, наверное? Сколько вас?
А. З.: Активно работают исполнительный директор Мария Андреева, Виктория Панова занимается визуалом. Очень помогают артисты “МолОт-ансамбля”: Алексей Глазков очень много организационных вопросов берёт на себя, Дмитрий Лебедев. Информационную поддержку оказывают и Союз композиторов Санкт Петербурга, и Филармония, и Новая сцена Александринского театра.
ОКОЛО: Фестиваль длится 10 дней, а сколько за ним стоит работы?
А. З.: С момента, как мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив, активная подготовка и началась. То есть где-то полгода. Понимаете, есть такая работа, которую вообще совсем не видно: ноты достать, составить график репетиций. То, что слышат люди на концерте - результат организации репетиционного процесса. Нужно подумать, кого из музыкантов позвать, в соответствии со сложностью текста рассчитать количество репетиций.
ОКОЛО: Полгода тоже, в общем, довольно сжатые сроки, но вы справились.
А. З.: Россия вообще страна сжатых сроков. Нам, например, с немцами не очень легко было общаться, у них там распланировано всё года на 3 вперед. А у нас все мобильно, меняется, сегодня - так, завтра - так. Но это, кстати, мне кажется, как раз плюс России.
ОКОЛО: Меня из программы больше всего интригуют камерные оперы 26 ноября. Можете немного про них рассказать?
А. З.: Программа «Русские писатели пишут письма» — это пять мультимедийных мини-опер, созданных современными композиторами специально для нашего фестиваля. Если вы думаете, что там будет что-то очень традиционное - вы ошибаетесь. Хотя тексты использованы суперклассические. Но тоже - как посмотреть. Вот у меня там работа «1862» на текст из дневников Толстого. Если вы читали когда-нибудь эти дневники, то понимаете, что, если их сравнивать с “Войной и миром” или с “Анной Карениной” — это будто два разных человека писали. Если романами Толстого восхищался Марсель Пруст, и это отправная точка во многом для потока сознания, то от дневников впечатление, что их писал современный мета-модернист. Они прекрасно вписываются в идею обрывочности! Такого нет в дневниках Достоевского: он там пускается в пространные размышления, на фоне дневников его романы кажутся более выверенными. А у Толстого это краткие заметки, причем иногда парадоксально сформулированные и провоцирующие на непривычный подход. “Фрегат “Паллада” Гончарова — это отправная точка оперы “Раек Паллада” Константина Степанова - тоже будет поворот не совсем ожидаемый. У Алексея Глазкова “Хроники фонтана Бахчисарайского дворца” - с одной стороны, пушкинская история, с другой - такой привет историзму. В общем, надо прийти и посмотреть!
ОКОЛО: Петь будут?
А. З.: Будут, но и не только петь.
ОКОЛО: А примерный хронометраж?
А. З.: 2 часа, каждая опера около 12-15 минут.
ОКОЛО: В целом получается такая тенденция, что музыкантам приходится становиться таким «людьми эпохи Ренессанса», решая самые разные задачи: и организацией заниматься, и на сцене разные амплуа сочетать. Это от необходимости – «хочешь сделать хорошо - сделай сам» - или это расширение возможностей и в том числе амбиций?
А. З.: Формулировка “хочешь сделать хорошо - сделай сам” — это неверно. Просто нет никого, кто это будет делать. Безвыходная ситуация абсолютно. Это необходимость, конечно. Я не могу смотреть на стандартные афиши. Хочется, чтобы в залах звучала другая музыка, другие программы. Поэтому делаешь сам. Спасибо, что находятся институции, которые это поддерживают.
ОКОЛО: Как раз про институции - а есть у вас цель (иллюзорная или чёткая) относительно размеров площадки, на которой должна звучать новая музыка?
А. З.: Сегодня был солдаут!
ОКОЛО: Этого достаточно, или как исполнителю вам бы хотелось собирать больше слушателей? Хочется, чтобы не хлопали между частями, или пусть хлопают, но придет больше людей?
А. З.: Пускай хлопают. Только не внутри частей, это уже не так хорошо. Хотя это признак того, что новая публика пришла, взаимодействие! Раньше же хлопали и во время частей, и между частями, это приходящие-уходящие традиции.
ОКОЛО: В целом, не хватает постоянной площадки в Петербурге для новой музыки?
А. З.: Не хватает площадки, которая бы собирала всё, что сейчас распылено по городу. Где звучала бы современная музыка, где выступали бы аутентисты, звучал бы альтернативный джаз, экспериментальная электронная музыка. Необходима такая площадка. Вплоть до того, что чтобы что-то делать в рояле, мы вынуждены каждый раз согласовывать с площадкой. Некоторые пьесы невозможно исполнить на Steinway - мы же не можем на нем супер-препарацию какую-то делать. Если бы была площадка, которая давала бы карт-бланш в этом отношении, там был бы специальный инструмент — это решило бы вопрос. Мы очень благодарны и Филармонии, и Новой сцене Александринского театра, и Екатерининскому Собранию! Но в любом случае нужна площадка, приходя куда, люди будут знать, что получат нестандартный слуховой опыт. Что-то гарантированно необычное - так будет собираться целевая аудитория.
ОКОЛО: Большое спасибо, до встречи на фестивале!
Артур Зобнин - скрипач и композитор, руководитель Петербургского представительства Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального Союза, артист и директор Петербургского МолОт-ансамбля.
Текст: Елизавета Ординарцева
Фото: Александр Шек
Посчастливилось побывать на этом незабываемом концерте. Полный восторг! Лигети- новое для меня имя, но очень хочется продолжить знакомство с этим композитором. И обязательно в исполнении МолОт- ансамбля. Удивительные музыканты! И спасибо за интервью с Артуром Зобниным и замечательные фото.