200-летию со дня рождения Антона Брукнера Петербургская филармония посвящает новый абонемент

12 ноября концертом Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением дирижера оркестра Владимира Альтшулера откроется новый абонемент филармонии «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик».

Абонемент посвящен двухсотлетию со дня рождения одного из крупнейших и, возможно, самых недооцененных композиторов XIX века: эту дату весь мир отметит в 2024 году. Планируется, что абонемент продлится два сезона, в его концертах прозвучат все симфонии Антона Брукнера в сочетании с музыкой других композиторов, вписывающей брукнеровские партитуры в разный стилистический и смысловой контекст.

В течение сезона в программе абонемента с филармоническими Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром симфонии Брукнера исполнят также австрийские дирижеры – обладатель премии Grammy Ганс Граф, трижды номинант на Grammy Ион Марин и российские музыканты Феликс Коробов и Дмитрий Юровский.

В программе первого абонементного концерта – Четвертая «Романтическая» симфония Брукнера: именно она и стала его достаточно поздним композиторским триумфом, Брукнеру на момент премьеры было 57 лет. Также в программе – Фортепианный концерт Шумана, солист – известный петербургский пианист Олег Вайнштейн.

Наследие Антона Брукнера обладает для заслуженного артиста России, профессора Петербургской консерватории Владимира Альтшулера особой значимостью: он – один из немногих дирижеров, исполнивших все симфонии композитора. Вся творческая жизнь музыканта связана с Академическим симфоническим оркестром Ленинградской – Петербургской филармонии: он пришел в коллектив в 1969-м году в статусе артиста оркестра. В 1984 году музыкант стал дирижером-ассистентом коллектива, с 1994 года занимает пост дирижера оркестра.

…Репетируя партитуру под управлением Ганса Рихтера в 1881 году, Венские филармоники с удивлением обнаружили, что рядом с ними, оказывается, долгие годы живет и творит композитор, сопоставимый с крупнейшими известными им симфонистами. Все эти годы Антон Брукнер – широко признанный органист, но не композитор – шел к своей цели вопреки всем неудачам, с одержимостью, свойственной тем, кого ведет призвание: писал и тут же переделывал (Четвертую он улучшал почти бесконечно, переписывая заново целые части), ради исполнения симфоний за собственные деньги (скромное жалованье, полученное за преподавание в консерватории, университете и частные уроки) нанимал оркестры, сам расписывал партии, сам вставал за пульт.

Какие чувства испытывал Брукнер – застенчивый, мучившийся неуверенностью в себе перфекционист – когда наконец услышал свою музыку в исполнении первоклассного оркестра под управлением выдающегося дирижера, представить сложно. Из источника в источник кочует анекдот о том, как в порыве благодарности композитор вложил в руку Рихтера талер и попросил выпить пива за свое здоровье: позже дирижер признавался, что был тронут бесхитростностью и искренностью этого жеста до слез, а монетку держал при себе до конца жизни – как талисман.

За симфонией закрепилось название «Романтическая», известны даже достаточно подробные программные трактовки ее содержания, против которых автор по крайней мере не возражал, в них – характерный для эпохи строй образов: гордые рыцари, сцены охоты и пиров, и – один из важнейших – образ природы и чувство единения с ней.

Подробности и билеты на концерт доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения