25 октября в Доме кино португальская девушка вздыхала из-за бессонницы, астероиды падали в марокканскую пустыню, а колумбийские индейцы учились выражать свои чувства в документальных картинах «Все дни мая», «Осколки неба» и «Прощай, дикарь». Фильмы были показаны в рамках конкурсной программы фестиваля «Послание к человеку».
Короткометражный фильм «Все дни мая» канадского режиссера Мириам Чарльз —поэтический дневник или исповедь женщины, оказавшейся наедине с тяжелыми чувствами. Она проживает свое состояние, сосредоточившись на дыхании. Считая вдохи и выдохи, она, словно лодка, качающаяся на волнах, снова обретает баланс. Фильм кажется снятым на пленку. Вертикальная полоса делит его на две неровные части, словно грань между жизнью и черной пустотой смерти, которую «все мы видим в конце».
Представить следующий фильм фестиваля — «Осколки неба» — приехал сам режиссер и оператор Аднане Барака. Восемь лет ушли на съемки этой полнометражной картины-притчи о собирающих в марокканской пустыне осколки метеоритов кочевниках. Режиссер очень иммерсивно показал их уклад жизни, культуру и философию. Получилось экзистенциальное эссе на тему пути и того, «что мы ищем в этом путешествии».
Вечные странники - кочевники интуитивно чувствуют мир вокруг и внутри себя. Их главный инсайт в том, что «мы все в ловушке собственных желаний». Но есть и мета-идея: «это не мы живем в пустыне, а пустыня живет в нас». Такое единение с миром — мост в прошлое к изображенным на стенах пещер петроглифам и прыжок в бесконечность космоса, где среди звезд и планет есть и мы, так же падающие с неба, как и упавший с Марса в марокканскую пустыню метеорит с органическими веществами на нем, что доказывает возможность жизни на других планетах.
Мечтающие изменить свою жизнь кочевники, собирающие камни в пустыне, чтобы заработать на новый дом или свадьбу, выглядят очень контрастно на фоне ученого, исследующего их находки. «Время снова и снова напоминает нам о чем-то» и прошлое соединяется с настоящим в этом мире живущих в палатках людей и использующих современные технологии ученых.
Эта же связь времен ощущается и в полнометражной черно-белой документальной картине «Прощай, дикарь», представить которую приехал режиссер из Бельгии Серхио Гуатакира. Создать этот фильм Серхио вдохновили новости о самоубийствах колумбийских индейцев. Семь из десяти самоубийств происходили из-за несчастной любви в племенах, на языке которых нет слов, чтобы сказать: «я люблю тебя».
Серхио жил в племени некоторое время: вместе с мужчинами ловил рыбу и рубил деревья, собирал урожай с женщинами и обучал детей играть в футбол. Он не стеснялся казаться там нелепым. Индеец Лауреано сразу заметил чужака, потому что он «смотрел на реку не так, как другие». Несмотря на все отличия, такая жизнь внутри племени дала свои результаты. Индейцы прониклись доверием и рассказали Серхио свои истории о несчастной любви, расставаниях и потерях.
Возможно, в эпидемии самоубийств виновато неумение выражать чувства, а, возможно, дело в проклятии бразильского шамана. По легенде, когда его дочь бросил колумбиец, а девушка с горя повесилась, он проклял весь народ.
В племени «какуа» свои обычаи. Настоящий индеец проходит инициацию, охотится, ловит рыбу, должен уметь постоять за себя и убить петуха на обед.
Они уверены, что природа разговаривает с ними, когда идет дождь или дует ветер. Она любит и защищает нас, как мать.
Это первая документальная картина режиссера, но не первый фильм. За плечами обучение кинематографии в Брюсселе и две игровые короткометражные работы.
«Прощай, дикарь» получился очень красивым дневником о жизни с племенем кукуа. Эти путевые заметки наполнены выразительными крупными планами лиц, утопающими в тумане горными пейзажами, философией об отравляющей печали и важности показывать свои чувства любимым людям вовремя.
Все показанные на фестивале фильмы отличают фантастические визуальные образы, глубина кадров, аутентичные речевые акты, через которые получается погрузиться в жизнь, быт и культуру другого народа. Причем и речь, и безмолвие обретают видимость: звуки грома и дождя, шорох камней под ногами, мелодия гитары – все это усиливает погружение в происходящее на экране и показывает материю в движении, как пространственном, так и временном. Герои идут по своему пути из прошлого в будущее, а потом из просторов космоса вглубь собственной души.