1 октября в московском театре «Шалом» состоялся показ спектакля «Тахир и Зухра», премьера которого была в апреле 2023 года. Режиссер Мурат Абулкатинов поставил романтический эпос по пьесе драматурга Зухры Янниковой. Это история людей мечтательных и смелых, любящих и честных.
Спектакль начинается со знакомства с актерами – каждый называет свое имя и сообщает, что кроме русской, в нем течет кровь другого народа. Татарская, украинская, польская, цыганская, китайская, азербайджанская, корейская, еврейская... Тем самым подчеркивается: «Шалом» - театр для всех национальностей. Так же идут размышления о том, каково быть одновременно «чуркой» для русских и «рашн» для остальных, кто такие экспаты и когда появляется апроприация.
Я ждала, что после такого вступления нас будут просвещать о тяжелых буднях трудовых мигрантов, как их ущемляют в правах и как важно помогать им адаптироваться в чужой стране. Однако этого не последовало и «введение» превратилось в страшную драму о большой любви, в конце которой у половины зала текли слезы…
«Мне хотелось собрать полотно из всего тюркского, что есть в Москве. Вплетала в текст кучу разных стереотипов, явлений, обычаев», – цитируют актеры Зухру Янникову.
События спектакля разворачиваются в современной Москве. Тахир (Никита Кругляк) – приехал в столицу на заработки, чтобы быстрее накопить на калым. Работает на стройке.
Его невеста – Зухра (Елизавета Потапова), пожениться хотели с детства. Но, опасаясь строгого отца, девушка вышла замуж за другого и ждет ребенка. В Москву приехала к мужу, который работает на той же стройке, что и Тахир.
Тахир пытается забыть предательство и решает через соцсети найти новую спутницу. Но из-за неприязни москвичек к приезжим диалог завязывается лишь с пенсионеркой Антониной Ивановной (Вероника Патмалникс), которая находит ему другую невесту, познакомив с Гузелькой из «Пятерочки».
Казалось бы, на этом пути Тахира и Зухры расходятся, но вдруг с девушкой происходит беда и она оказывается на грани смерти… Тахир становится единственным, кому удается ей помочь...
Декораций почти нет: в центре сцены несколько строительных ограждений, позади - серая арматура, символизирующая высотку. Основной упор – на смыслы: слова, интонации, музыку. Проникновенные монологи порой звучат на мотив библейских. О том, где происходит действие, зритель понимает по названиям сцен на небольшом экране сбоку.
Спектакль «Тахир и Зухра» сложный и многогранный, и, вероятно, подойдёт не для всех. Он бращает внимание на тех, кого в Москве обычно стараются не замечать. Это история про традиции, борьбу за счастье, обретение семьи и как совершенно чужие люди вдруг становятся родными. Спектакль вызывает сильные эмоции и переживания, которые осмысливаешь еще долго после его окончания…
Текст: Татьяна Осипова
Фото театра