"Этот фильм лишил меня дара речи... Душераздирающий, расстраивающий и чрезвычайно пронзительный", - этот отрывок из рецензии неизвестного нам автора точно, но далеко не полно передаёт ощущения, возникающие после просмотра хорватского фильма "БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО", поставленного дебютантом в полнометражном кинематографе Юраем Леротичем. Около двадцати уже полученных призов (в Локарно, Варшаве, Шанхае, Бангкоке... - как видим, фестивали с совершенно разной географией и, следовательно, различным восприятием) - в качестве дополнения к вышеприведённым словам.
"Сделав несколько глубоких вздохов" (это тоже из рецензии) и включив вдогонку эмоциям разум, начинаешь размышлять, чем "взял" фильм. Сюжетом? Да! Он нетипичный, замкнутый в рамках одних суток реального времени и рассказывающий о попытках спасения человека с проявившимися суицидальными наклонностями. Своей предысторией? И здесь ответ утвердительный - сюжет подлинен (и даже "слишком"): Ю. Леротич играет (изображает? представляет?) самого себя, спасающего младшего брата-суицидника, которого, в свою очередь, играет (изображает?) его реально близкий друг детства. Но главное - ... (здесь мы "профессионально" делаем некую паузу для скорого, более выразительного возвращения к этому).
Как ни становись на твёрдую материалистическую почву, мистики в нашем мире более, чем достаточно - научный факт! Не впадая здесь в неизбежное противопоставление несовместимых позиций мистического и разумного, приведём "свежий" пример: после вчерашнего сеанса "БЕЗОПАСНОГО МЕСТА" присутствующие долго и потрясённо молчали, не в силах вернуться в привычное состояние кинозрителя: некое воздействие со стороны экрана, как рентген без защиты, было резким и глубоким.
Да, тема смерти в кино не редка! Но подаётся она обычно сквозь призмы героизма, смирения, возвышающего упокоения. Здесь эта тема выглядит по-другому: грубо, депрессивно-безумно, травмирующая всех оставшихся по "эту сторону" - так, как смерть обычно и происходит. И также обычно она не пропускается нами через своё глубинное "Я" благодаря физиологическим законам самозащиты своего сознания.
Вернёмся к выше начатому "главному". Оно у Ю. Леротича в невозможной для реализации вербализации приёмов, с помощью которых он и как режиссёр, и как исполнитель одной из главных ролей, воздействует на чувства, мысли и состояние зрителей. Это воздействие, непосредственно на наши чувства, осознания и впечатления от просмотра, происходит именно магически, напрямую в наши, до конца не исследованные, органы восприятия! Путь опасный, но достаточно позитивно разрабатываемый кинорежиссёрами-новаторами. Упомянём в связи с этим Р. Михайлова с его, например, "Отпуском в октябре", выходящем на широкий экран. Автобиографическая история, снятая Леротичем, блестяще создаёт особую, обострённую интонацию взаимодействия с элементами магического реализма, неповторимый настрой на всё время коммуникации с фильмом.
По мнению режиссёра, этот фильм - "история о силе Смерти".
Вторая история описана в большой документальной работе известного режиссёра-документалиста Павла Медведева "ХРОНИКА РЕАЛЬНОСТИ". Это подробный рассказ о застое и регрессе старейшей в стране Ленинградкой студии документальных фильмов. Похожий путь прошли многие студии страны. Но благодаря подвижничеству, определённой доле "творческого упрямства", именно П. Медведеву удалось, невзирая на многочисленные трудности, создать летопись последних десятилетий угасающей деятельности "Лендока" в своём прежнем виде, заснять и оставить в нашей памяти и памяти потомков многих великих, ушедших от нас деятелей студии, а также задокументировать многие факты, с ней связанные, в частности, относящиеся к составившей ей особую славу - Ленинградской школе документального кино.
Картина создавалась, без малого, полтора десятка лет, и будет служить ценным историческим и фактографическим материалом об одной из важных страниц отечественного киноискусства.
Текст: Юрий ИЛЬИН