«Послание к человеку» XXXIII. День шестой: О ТРЁХ РОССИЙСКИХ ФИЛЬМАХ

Как известно, одной их основных задач искусства является вовлечение зрителя к активному творческому процессу познания окружающего мира. Три отечественные ленты, показанные в один день на фестивале, определённо сумели справиться с этой задачей. Стилистически фильмы совершенно разные, предлагаемые для размышления и анализа темы также разнообразны, объединяет их высокое художественное качество, острота и искренность.

В небольшом посёлке, расположенном недалеко от Челябинска, в яме, первоначально копаемой для проведения канализации, раскрылись массивы захоронения людей. Черепа, кости, остатки одежды, сломанные очки, монета 1936 года... Дальнейшие раскопки проводятся усилиями энтузиастов, считающих необходимым хранить и расширять память о людях. Причём, никаких данных о причинах появления этого захоронения нет. По мере продолжения раскопок возникает множество вопросов: кто эти люди? что делать с останками? как "формализовать" свою работу и привлечь официальные органы, не торопящиеся к активному участию в этой ситуации? Близ живущие зрители посёлка также не очень взволнованы ситуацией и, задав несколько вопросов, проходят дальше по своим делам.

На момент окончания съёмок этой ленты под названием "ЯМА" вопросы оставались нерешёнными, всё новые и новые откопанные останки занимали всё больше и больше места... 

Режиссёр фильма - Лиза Коро, выпускница Школы документального фильма Марины Разбежкиной, что уже служит определённого рода гарантией конкретной стилистики и качества фильма.

О человеке, имя и фамилия которого вынесено в название фильма "КОЛБАСА МИТРОФАНА АКСЁНОВА", известно мало. Даже Википедия не даёт никаких данных о личности этой персоны, рассказывая только об его научном наследии в виде книг и популярно объясняя его учение о "четвёртом измерении", указывая при этом, что это учение предвосхитило теорию А. Эйнштейна. В процессе работы над фильмом "были проведены большие исследования, длительная работа с архивами, нахождение редких малотиражных изданий работ этого человека, выпущенных в конце XIX - начале XX веков, проведены многочисленные командировки по городам и весям, так или иначе связанных  с его именем..." Также в фильме популяризуется достаточно сложная теория через представление, основанное на научно-философском подходе к проблеме четвёртого измерения, описанное в книге Аксёнова "Трансцендентально-кинетическая теория времени", включающее творческое переосмысливание многочисленных классических философских работ, от Декарта до Лобачевского.

Всё это смотрится с большим интересом и очень познавательно. И, вместе с тем, глядя на запечатлённый в фильме состоявшийся спиритический разговор (правда, мало результативный) автора фильма, Алексея Федорченко, с духом Аксёнова, появление некоторых клише при съёмках фильма (при том, что режиссёр, по его словам, отказывается "от всех до нас прочерченных лекал, переходящих из фильма в фильм", далее  - загадочный список людей "играющих" в фильме (представляемый как "документальный"), наконец, фраза из одного интервью автора: "В «Колбасе Митрофана Аксенова» я использую сразу две нейросети. Одна собрала мне персонажа, придумала его концепт, вторая написала музыку", - заставляет вспомнить историю его фильма мокьюментари "Первые на Луне" о полёте первых советских космонавтах на Луну в 30-х годах прошлого столетия, собравшего несколько наград на различных кинофестивалях документального кино, прежде чем широкая публика не сообразила о подвохе...

В общем, ждём продолжения развития ситуации о "русском учёном и философе Митрофане Семёновиче Аксёнове".

"СУМЕРКИ" снимались известным отечественным режиссёром-документалистом Владимиром Эйснером почти четверть века в течение нескольких конкретных лет: 2000, 2010, 2023. Фильм, соответственно, состоит из трёх кинозарисовок, формально не связанных друг с другом.

Первая из них - рассказ о своей жизни вора, проведшего большую часть своей жизни, 46 лет, в тюрьме. "Я как водолаз, заныриваю, потом выныриваю, потом снова..." Его жена и дочь - также воровки. "У нас династия!" Спокойный, уважительный к себе, рассказ на камеру. "Меня тут обвинили, что я с ножом на человека полез.  Да я в жизни никого не тронул!" Жизнь "так сложилась", сожалений, тем более угрызений совести - нет!

Вторая зарисовка (спустя 10 лет) - будни участкового в одном из российских сёл. "Здесь 150 жителей. 30% из них продают спирт. Все - бичи". Постоянное избиение привыкших к этому детей. "Твоя мамка пьёт?" - "Последние три дня только пиво". Сам участковый, вполуха слушающий бьющих, избитых, матерящихся, больше занят составлением многостраничных отчётов "о проделанной работе".

Третья зарисовка - наши дни. Молочная ферма, расположенная где-то в сельской местности. Коровы по колено в грязи, с торопливо омытым перед дойкой выменем, покорно ждут очереди - доильных аппаратов мало. Потом непокрытые обычные оцинкованные вёдра в руках, по той же грязи, несут в другое здание, где переливаются в молоковоз. После доения пол молочной станции скребками очищается от грязи и навоза. На этом санитарная обработка заканчивается и начинается отбраковка коров. Тех, кому не повезло, крепкими ударами палок заталкивают в грузовик, который по всё той же грязи уезжает на мясобойню...

Владимир Эйснер - отечественный кинорежиссёр-документалист, автор более 50 фильмов. Лауреат многих российских и международных фестивалей документального кино. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации.

"Ему дан поразительный дар неожиданного взгляда на привычное. Как правило, он видит то, чего не смогли увидеть другие. Поэтому фильмы его получаются неожиданными... Поиск правдоподобного отражения ритма и смысла жизни, может быть, самое главное в его работе. <…> Смысл этот открывается ему с той степенью достоверности и глубины, которую в состоянии осмыслить и донести до зрителя только очень талантливый и очень сострадающий жизни человек."  (А. Косенков).

*В заглавии моего предыдущего текста закралась арифметическая ошибка. В результате получилось два "Чётвертых дня" и ни одного "Пятого дня". Это связано с непростительно не рассчитанным временем как для получения максимально возможной киноинформации в зрительных залах фестиваля, так и для обработки текста. Приношу свои извинения читателям.

Текст: Юрий ИЛЬИН

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения